Получи документы

Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики»

Галина Железцова
Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики»

«Народные игры как традиционное средство педагогики»

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед ним мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Консультация „Народные игры как традиционное средство педагогики“» размещена в разделах

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием. В играх дети проводят большую часть времени. Поэтому очень важно, нам воспитателям, создать условия для творческой активности ребёнка. Игра для него не просто забава, а вид деятельности требующей определенного напряжения. В процессе игры ребёнок познаёт окружающий мир, закрепляет знания, полученные на занятии. Играя, ребёнок учится договариваться со сверстниками, уступать место малоактивным детям, правильно подсказывать и направлять его действия. Игра

помогает ребёнку вырабатывать умение доводить начатое дело до конца.

В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. Даже представить себе это трудно.

Игра - неисчерпаемый источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. В разных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки. В игре удовлетворяется детская жажда физического действия, душевного общения и предоставляется обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывает умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.

Народная педагогика вырабатывала строго дозированные, обусловленные возрастным возможностям детей правила пробуждения и развития детской потребности в активности.

Вот поэтому я и обратилась к данной теме, учить детей играя, не забывать истоки своей культуры, родную старину, историю. Мы с вами в детстве, тоже конечно играли в те игры, которые сохранились в народе до того времени. Сохранились, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными. С детского сада помню игры : «Прячу, прячу я платочек», «Змейка», а в старшем возрасте: «Прятки», «Лапта», «Штандер», «Бить- бежать», «Палочка выручалочка» и другие. Во что играют сейчас дошколята? «Вампиры», «Бетманы»- почему? Большой поток информации поступает с экрана телевизора, засилие иностранной идиалогии. Но выход есть. Нам, воспитателям нужно объединить свои усилия с родителями, так как уклад жизни русской семьи таков, что ребёнок подрастая и находясь в орбите постоянной заботы со стороны взрослых, не тяготится ею, так как ему всегда оставляется поле для самостоятельной деятельности.

Показав, чем можно заняться, создав соответствующую предметную среду, взрослый обращается к обычным хозяйственным делам, предоставив ребёнку свободу действий с предложенным материалом. Излишняя, чрезмерная опека не поощрялась в народе. Уже с самого раннего возраста можно предложить родителям играть с детьми в простейшие игры : «Сорока», «Ладушки», «Пальчик» и т. п. ребёнок по примеру взрослого будет стремиться вновь и вновь повторять понравившиеся ему движения.

Идея - занять ребёнка, стимулировать его активность реализуется в народных игрушках : бирюльках, кубарях, шарах - погремушках, куклах из тряпок и соломы, глиняных свистульках. Ими маленький ребёнок играл, а по мере взросления стремился сделать самостоятельно. Выполненные взрослыми с любовью и заботой о малыше самодельные игрушки несли в себе драгоценную способность к преемственности, передовая ребёнку гармоничное ощущение радости игры, труда и красоты.

В болыпенстве своём, русские народные игры, очень подвижны и играются на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, дают массу всяких физических навыков и умений. Есть народные игры, играть в которые нужно уже в детском саду: «Игра - песенка», «Каравай», «Молчанка», «Гуси -лебеди», «Прятки», «Кошки - мышки», «Пятнашки», «Филин и пташка», «Краски», «Заря», «Коршун», «Волк», «Птицелов», «Хромая лиса» и т. д. Но почти каждая игра начинается со считалки. Откуда взялись считалки? Хорошо объяснил это советский учёный В. Аникин: «Происхождение детских считалок, ровно как и скороговорок, восходит к глубокой древности и несомненно связано с древними формами гадании, когда случайное выпадение жребия кому - либо считалось волей провидения судьбы и не могло обижать или восприниматься как несправедливость». Поэтому этот обычай перешёл и в игры. Сочиняли считалки сами же дети. Так они и передавались из поколения в поколения. И я думаю, что разучивать считалки с детьми нужно, чем больше они будут знать считалок, тем веселее станут их игры.

Приложение №1.

А сейчас мне хотелось бы поговорить о истории возникновения

некоторых игр.

Игра - «Пятнашки» называется по разному - «Ловишки», «Догонялки». Игра черезвычайно шумная и подвижная. Между прочим, такую игру очень любят детё ныши всяких животных: котят, щенят, и т. д. Каждый из вас наверняка видел, как они поочерёдно гоняются друг за другом. Значит, и человеческим детёнышам она известна с доисторических времён. В такой игре, да и в любой другой, можно заменить считалку простым способом, которым чаще всего пользовались на Руси. Кто - нибудь, например воспитатель, предлагает: «Сыграем в пятнашки?». И тут же говорит: «Чур не я!». Как крикнули нужно отойти от кучки ребят, последний - пятнашка.

«Кошки - мышки» - это старинная игра настолько известна, что даже название вошло в поговорку. «Играть в кошки - мышки», что значит: хитрость друг с другом, притворно поддаваться, лукавить. Игроку играющему в эту игру, так же, как и настоящей кошке, для этого нужны хитрость, ловкость, быстрота. При этом кошке надо помнить, что если в каком - то месте ей с первой попытки не удалось силой прорваться через круг, то она обязана отойти и попытать счастье в другом месте.

Возникновение игр: «Гуси-лебеди», «Умедведя во бору» -объясняется тем, что сказки и игры, не придумывались просто так, из ничего, а в них отражалась жизнь народа, его быт и обычаи, и конечно же окружающая природа. В старину болыненство русских людей жило в сельской местности. А ведь Россия лесная страна, и с детства дети, слышали разговоры о волках, лисах, медведях, зайцах. Да и самих зверей видели чаще, чем мы с вами, и даже слышали по ночам заунывный вой волка. А домашние животные вообще жили рядом, зачастую в одной избе с людьми. Поэтому в играх очень верно отображались повадки животных. А так как в сказках животные часто разговаривали с людьми, то и в играх были подобные разговоры.

Хороводы водили на Руси с незапамятных времён, игра «Каравай» - это очень древняя игра. Хороводы сопровождались песнями на самые разнообразные темы. Что такое хоровод? Все становились в круг, а дальше по словам старинной книжки, «. притопывали, хлопали в ладоши, подпирались руками в бока, махали вокруг головы веточкой или платочком.» - под звуки инструмента какого - нибудь скомороха. Какой - то отзвук старинных хороводов сохранился в игре - песенке под названием «Каравай». Играя в эту игру даже считаться не нужно, просто сначала ставить в круг самого маленького и так по росту, а еще вариант - у кого сегодня день рождения.

Чему учат игры : в первую очередь - честности. В чём это заключается, все играют, соблюдая правило игры, а один жульничает. Ну, например, подглядывает, когда нельзя, или раньше времени побежит, или начнёт доказывать, что он кого-то запятнал, или наоборот. Эти дети не понимают, что любой обман, даже если тебя тут же не поймали, может дать только временную выгоду. Ведь когда обман войдёт в привычку, то в конце концов, такому человеку перестанут верить. Да и кто захочет с таким дружить. Недаром в старину говорили: «Приятелей много, да друга нет» и ещё : «Без друга - сирота». В игре, как и в жизни нужно учить детей быть честными.

Во - вторых доброте. Доброта - это одно из самых прекрасных душевных качеств. Недаром доброта так часто сочетается с умом. Рассудите сами - ведь чем больше мы помогаем друг другу, тем каждый из нас становится сильнее. К своим силам прибавляются силы твоих друзей. Отвлечь внимание водящего на себя, помочь бежать быстрее, взяв за руку.

В- третьих - игры учат детей быть справедливыми в любой игре. Если честность - это отношение человека к самому себе, то справедливость и великодушие - это отношение к товарищам по игре. В чем это проявляется? Прежде всего, в том, что никогда не нужно нарочно одного ребёнка заставлять долго водить, все играют на равных. Если игроки слабые, неумелые нужно их учить, а не игнорировать и ни в коем случае, нельзя зло шутить и надсмехаться. Игры учат детей умению проигрывать и не быть злопамятными.

В- четвёртых - игры учат выдержке, стойкости, терпению, умение стойко переносить боль от всяких ушибов и падений, в народных играх недопустимы грубые слова, толчки, удары как в любой другой игре.

Народные игры, так любимы и передаваемы из поколения в поколения, постепенно подготавливают детей к взрослой жизни. Закаляют волю, развивают ум и сообразительность, смелость, доброту, чувство справедливости, не говоря уже о крепком здоровье.

Публикации по теме:

Чувашские народные игры, как средство физического развития детей Народные игры имеют важное значение в формировании личности ребёнка. В играх воспитываются любовь и уважение к своему народу, формируется.

Консультация для педагогов «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников». «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников». 1 слайд Здоровье человека в значительной мере определяется.

Консультация для воспитателей: «Не забывайте народные игры!» (Часть I) Часть II Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания Народные игры как средство духовно- нравственного воспитания Духовно- нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной.

Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста Меньшакова Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 165 «Колокольчик», г. Котлас, п. Вычегодский. Народные игры – как средство.

Народные игры, как воспитательное средство. «Игра есть потребность растущего детского организма…» Н. К. Крупская Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные.

Развлечение для детей старшей группы. «Народные игры — средство поликультурного воспитания дошкольников». Конспект развлечения для детей старшей группы. Автор: Турусина Ольга Феликсовна, инструктор по физической культуре МБДОУ г. Иркутска детский.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 13:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД