Наталья Живулько
Консультация «Нетрадиционные формы работы с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Д. Живулько
воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №86 «Жемчужинка» ЦРР».
г. Северодвинска
ВВЕДЕНИЕ.
В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования подрастающего поколения без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Главными воспитателями своих детей являются родители. Именно они должны осознавать всю ответственность успешного формирования гармонически развитой личности ребенка.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные формы работы с семьей“» размещена в разделах
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение через различные формы работы с семьей. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры и компетентности родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания. Образовательное учреждение при таком подходе становится особым социально-культурным, общим пространством жизнедеятельности детей и взрослых.
В настоящее время дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в вопросах воспитания детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1.1. Феноменология.
Прежде чем рассматривать данную тему, целесообразно рассмотреть основные понятия, которыми мы будем оперировать.
Стержневым понятием является понятие семья. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова трактует данное понятие следующим образом: семья – группа живущих вместе близких родственников. Н. А. Бердяев в свое работе «Размышления об эросе» // «Эрос и личность», М., 1989, с. 134, 142 определяет семью – как «…необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. …Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении…». Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
Учреждение – организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности; дошкольный – относящийся к возрасту, предшествующему поступлению в школу (от 3 до 6-7 лет) - Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
Термин сотрудничество С. И. Ожегов рассматривает как умение действовать, работать вместе, принимать участие в общем деле. Под понятием формы сотрудничества мы предполагаем методы работы, определение которых автор токового словаря дает таким образом – это
способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Современный – значит, 1. относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь; 2. Относящийся к настоящему времени, теперешний; 3. Стоящий на уровне своего века, не отсталый. (С. И. Ожегов).
В процессе раскрытия темы мы обратимся к терминологии формального и неформального общения. Неформальное – официально не утвержденное и, соответственно, формальное – официально утвержденное, необходимое с точки зрения установленного порядка при выполнении, оформлении чего-нибудь.
Стратегии официального общения включают в себя:
• родительские собрания – совместное присутствие где-нибудь членов коллектива для обсуждения, решения каких-нибудь вопросов;
• семинары – групповые занятия, кружок для какой-нибудь специальной подготовки, для повышения квалификации;
• консультации – советы, даваемые специалистом;
• беседы – 1. Разговор, обмен мнениями; 2. Род популярного доклада, обычно с обменом мнениями, собеседование;
• анкетирование – сбор каких-нибудь сведений путем проведения анкет – получение ответов на определенные вопросы.
• домашний визит - официальное посещение;
• пребывание членов семей в группе.
Стратегии неформального общения предполагают использование записок и дневников, доски объявлений, информационных листков, листов благодарности и поздравлений, новостей выходного дня, встреч, создание групп взаимной поддержки, оформление плакатов «Звезда недели» и др.
1.2. Характеристика участников образовательного процесса.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Безусловно, семья имеет решающее влияние на формирование у ребенка нравственно-положительного потенциала, но необходимое условие для этого – педагогическая компетентность родителей. В последнее время социально-психологический портрет современного родителя значительно изменился. Во-первых, они разные по-возрасту: от совсем юных до 40-летних. Желание самореализоваться, сделать карьеру, обеспечить семью приводит к тому, что многие откладывают рождение ребенка на более поздний период своей жизни. Сегодня немало и тех родителей, кто рождает не только второго, но и первого ребенка к 40 годам. Да и у самих родителей разница в возрасте может быть до 30 лет и более. Все это приходиться учитывать в работе с семьей. Во-вторых, семьи различаются по социальному
и материальному статусам. Причем, материальное благополучие далеко не всегда подразумевает адекватный уровень социальной ответственности. Родители отличаются друг от друга и по степени занятости. Если папы, как правило, все работают, то среди мам появилась группа неработающих – домохозяек, в отдельных случаях с привлечением услуг домработниц. В противоположность им еще одна группа мам – это современные деловые женщины, стремящиеся сделать карьеру. Еще одна категория очень занятых мам – женщины, которые растят ребенка без мужа. Проблема первых и вторых мам – отсутствие времени на детей, редкое общение с ними. Вместе с тем, у родителей появился большой выбор образовательных учреждений, куда они могут отдать своего малыша, поэтому более тщательно и детально ими оценивается качество и результативность воспитания и обучения. Заметно повысился правовой индекс родителей. Современные бабушки и дедушки тоже стали совсем не похожи на бабушек и дедушек 60-70-х годов прошлого века: в солидном возрасте, в платочках, пекущие пирожки и блинчики для любимых внуков. Сегодня же можно услышать: извините, вы бабушка или мама? Современная бабушка нередко живет отдельно от своих детей, работает. Несмотря на занятость, она все же готова откликнуться на поручения и просьбы воспитателей. Правда, такая бабушка зачастую считает, что она разбирается в проблемах воспитания лучше всех. Поэтому педагогам приходится набираться терпения, чтобы выслушать массу «полезных советов».
Современные семьи отличаются и по количеству детей. Преобладают, как правило, семьи с одним ребенком, но в тоже время постепенно растет и число многодетных семей, причем как среди малообеспеченных, так и среди достаточно обеспеченных людей. Нельзя не учитывать и еще один фактор - такой, как компьютеризация и использование различных современных технологий: телевидение, Интернет, видеотехника и пр. Нет смысла обсуждать, хорошо это или плохо. Как у любого явления, в этом есть свои «плюсы» и «минусы». Но опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают им книжки, поют на ночь колыбельные песенки, прислонившись к малышу и согревая его своим теплом. Все это, к сожалению разобщает детей и родителей. Ну и, конечно же, в настоящее время изменяются формы семейных отношений : обычным явлением становятся разводы, гражданские браки, разные формы совместного проживания: мама, папа и дети; мама, бабушка и ребенок, папа и ребенок; мама и ребенок, семьи с приемными детьми и т. д. Все эти нюансы создают определенные трудности в работе с семьей, поиск педагогами эффективных методов и форм работы с разными категориями родителей.
Вместе с тем, все больше меняются и дошкольные учреждения. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически одинаковыми: одно расписание, одни и те же занятия. Из некогда закрытой самодостаточной структуры детский сад в настоящее время становится открытым, подверженным существенным переменам и поэтому уязвимым. Выберут – не выберут? Как выберут? Кто выберет? Изменился и сам ребенок. Родительские установки по отношению к своим детям у всех,
безусловно, разные, но все они сходны в одном: стремлении дать детям все самое лучшее, красивое, престижное, дорогое, тем самым пытаясь реализовать родительские амбиции. Соответственно, ребенок стал более развитым, информированным. Теперь его воспитание требует от взрослого более высокой культуры и педагогического мастерства.
Современный детский сад, как общественный институт, оказывает семье огромную поддержку семье : обучает и консультирует родителей, сохраняет и передает традиции, воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем место, где учат и развивают детей.
1.3. Принципы дошкольной практики, ориентированной на семью.
Практика, ориентированная на семью, не определяется только как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать с ними.
В этом случае важно рассмотреть принципы, являющиеся движущей силой такой практики, в равной степени применимые в различных образовательных, медицинских или социальных учреждениях:
1. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее важную роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании ребенка и уходе за ним.
2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка. Если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые потребуются для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери и в последующие годы будет весьма велика.
3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Это принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семьи, содействовать мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказывать помощь в обеспечении доступа к официальным общественным услугам (медицинским, социальным, а также координацию этих услуг. Информация об общественных ресурсах может оказаться полезной для всех семей, а особенно для тех, где есть дети со специфическими потребностями. Новаторские. Гибкие и чутко реагирующие на различные нужды семей формы работы с дошкольниками повышают способность родителей должным образом заботиться о своих детях.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Практические показатели партнерств, ориентированных на семью, в детском дошкольном учреждении.
Чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке образовательных услуг, коллектив ДОУ ищет свои пути развития.
Для определения степени использования педагогами форм и методов работы, ориентированных на семью, мы рекомендуем провести самоанализ по представленным ниже практическим показателям. Эти показатели отражают лишь некоторые из многочисленных возможных моделей поведения сотрудников детского сада и являются только ориентирами, поскольку практику, ориентированную на семью, необходимо адаптировать к каждому конкретному детскому саду и к определенной ситуации.
• Использование навыков положительного общения
- Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
- Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
- Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
- Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем. Касающихся их ребенка.
- Прежде, чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.
- Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.
- Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
• Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения
- Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя; вместе составляем список целей, выраженных словами самих родителей.
- При планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми.
- Совместно с родителями определяем стратегии обучения и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют их потребностям и ресурсам.
- Предоставляем родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
- Регулярно выясняем мнение родителей об эффективности выбранных стратегий, результатах работы по программе и изменениях, которые они хотели бы внести.
• Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи
- Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.
- Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.
- Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.
- Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.
- Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
• Уважение разнообразия и уникальности семей
-Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не
совпадают с нашими собственными.
- Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей
с которыми работаем.
- Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с на-
шимми собственными.
• Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей
- Предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно.
- Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
- Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволяют им чувствовать себя легко и комфортно.
- Готовы принимать родителей в своей группе и в детском саду в любое время на протяжении всего дня.
- Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.
Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Традиционная роль педагога Педагог-партнер
Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать) Гид (ведет, опираясь на инициативу участников)
Руководит Задает вопросы
Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие
Ответы на все вопросы знает сам Ищет решение проблем вместе с родителями
Традиционная роль педагога Педагог-партнер
Ставит цели развития для ребенка и группы в целом Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения
Задает задания на дом Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни
Часто применяет специальные слова (термины) Говорит так, чтобы родителям было понятно
Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку-специалисту Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий.
Готов не только учить, но и учиться у родителей
2.2. Современные формы сотрудничества с семьей.
Взаимодействуя с родителями как партнеры, стараемся обеспечить максимальную поддержку в удовлетворении потребностей детей, возникающих в процессе обучения и развития.
Для успешного взаимодействия с семьей также используем современные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
а). Выявление интересов, потребностей и ценностных ориентиров родителей.
В практике каждого ДОУ наработана своя система изучения семьи, чаще всего это анкеты, опросные листы, визиты. Мы тоже используем различные виды письменной информации (например, объявления, личные приглашения, бюллетени, информационные листовки, анкеты и т. п.) для того, чтобы сообщить родителям о проектах и мероприятиях, проводимых в группе, наметить формы участия и способы их помощи с учетом личных склонностей, умений и способностей.
Для того, чтобы понять, какие образовательные потребности имеют семьи, насколько, на их взгляд, удовлетворяются эти потребности, проводим SS- анализ – significance (значимость, важность, satisfaction (удовлетворенность). Для этого приглашаем всех родителей воспитанников за круглый стол и предлагаем назвать то, что они считают самым важным, необходимым для своего ребенка в детском саду. Стараемся, чтобы свое мнение выразили все присутствующие, обращаем внимание, чтобы каждый назвал что-то одно и записываем их слова на доске. После того, как выступят все желающие, получаем список потребностей.
Например: индивидуальный подход к детям, хорошее питание, оздоровление, доброжелательное отношение, внимание, обучение и развитие.
Далее потребности баллируются. В роли эксперта выступает родитель, его задача проста: выслушать баллы, данные другими родителями, и в конце назвать итоговый балл в графе «Значимость» В графе «Удовлетворенность» отражается, в какой степени интересующая родителей услуга предоставлена детским садом: оценка в баллах от 1 до 10. Следующий шаг – умножаем оценки и получаем итог.
В результате может быть такая картина:
потребность значимость удовлетворенность итог
1. Индивидуальный подход к детям;
2. Хорошее питание;
3. Оздоровление;
4. Доброжелательное отношение, внимание;
5. Обучение и развитие 10
9
10
10
8 8
8
6
9
7 80
72
60
90
56
Самые большие цифры, получившиеся в результате подсчета, показывают, что главным для себя и своих детей родители считают индивидуальный подход, доброжелательное отношение и хорошее питание.
Проведение такого анализа помогает избавиться от заблуждения в том, что многие педагоги твердо знают, чего хотят родители – оздоровления, подготовки к школе и пр. Каким бы ни был получившийся результат анализа, мы благодарим всех за высказанное мнение и объективную оценку и думаем, что можно сделать для удовлетворения потребностей родителей.
Еще одной эффективной формой выявления особенностей семьи мы считаем выявление не только статистических данных, а выявление ценностных ориентиров. Для анализа семейных ценностей на одном из родительских собраний предлагаем родителям записать несколько слов, например – ум, здоровье, совесть, оптимизм и т. д и проранжировать их. Далее предлагаем рассмотреть несколько «житейских ситуаций», о которых воспитатели должны рассказать родителям, и то, как семьи с разными ценностями могут по-разному реагировать на эти ситуации. Например, «Ваня и Сережа поссорились и подрались. В результате у Сережи появилась царапина». Для семьи Сережи, в которой главная ценность – здоровье, целесообразней будет начать разговор с родителем о происшедшем с акцента на том, что «боевое ранение» не опасно для жизни – царапина хорошо обработана, а затем уже говорить о мотивах ссоры и характере «боевых действий». А вот для семьи Вани, где главным считается воспитанность, та же информация должна преподноситься с других позиций – Ваня старался объяснить словами свое желание, но, по-видимому, слов не хватило, пришлось отстаивать свои права мужским способом – дракой.
Что дает такой подход? Бесконфликтность. Не полную и не окончательную, но такую нужную и, оказывается, возможную.
б). Стратегии официального общения.
В работе, как правило, приходится опираться на разнообразие подходов, чтобы удовлетворить потребности разных семей. Бывают моменты, когда желательно использовать официальные формы общения с семьями, такие как родительские собрания, заседания родительского комитета, консультации, беседы, отчеты (ведение журнала наблюдений за развитием ребенка) и др.
Родительские собрания (инструктивные, консультативные и взаимной поддержки) – самая традиционная и вместе с тем необходимая форма работы с семьей, которая концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако, являясь формальной формой сотрудничества, собрание не должно быть формальным по содержанию. Это не вызывает интереса и желания родителей посещать их. Каким же оно должно быть сегодня? Оказывается, нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях нужно использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути собрания, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Подготовку к родительскому собранию мы начинаем задолго до его проведения. Она включает в себя и анкетирование родителей, если это необходимо, межсемейные конкурсы и выставки, запись ответов детей на вопросы по теме собрания на магнитофон, изготовление вместе с детьми приглашений и памяток, оформление благодарностей и многое другое. Подготовка к собранию не должна вестись в ущерб основной ежедневной работе, а стать ее частью, естественной и плановой.
При оценке успеха или неуспеха проведенного собрания критерием является выявленный интерес родителей к учебно-воспитательному процессу.
Консультации проводим в форме семинаров, деловых игр, но некоторые темы могут быть представлены и в лекционном ключе. Важно, чтобы родитель в русле обучения или консультирования перестал быть просто субъектом, воспринимающим адресованное ему сообщение, его надо поставить в новые условия – условия активной деятельности. Наш опыт проведения таких форм работы позволяет заключить, что они повышают заинтересованность родителей в предмете обсуждения.
в). Стратегии неформального общения.
Работа часто оставляет родителям мало свободного времени. Поэтому естественные неформальные ситуации, когда воспитатели могут побеседовать с семьей, очень важны для развития взаимодействия между садом и домом. Чтобы согласовать время неформального общения с возможностями родителей, расписание должно быть гибким и ориентироваться на непринужденность обстановки в начале и в конце дня.
- Неограниченное пребывание членов семей в удобное для них время в группе. Наша программа поощряет родителей выполнять функцию эксперта в отношении собственных детей и активно участвовать в их обучении и развитии. Полезность этого момента очевидна для всех трех сторон. Мамы и папы начинают чувствовать себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения. Детям, в свою очередь присутствие родителей доставляет особое удовольствие, благоприятствует их успехам; происходит взлет чувства собственного достоинства; ребенок знакомится с другими взрослыми и расширяют социальный опыт. Имея в наличии еще одного помощника (родителя, воспитатель получает возможность больше времени уделить индивидуальной работе и работать с малыми подгруппами; происходит более тесное общение с родителями, появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как помогают детям решать какие-либо задачи и пр.
-«Говорилки», информационные листы, «Мои проекты и планы» - информируют о том, чем занимались дети, кто из низ отличался и пр., т. е. помогают обеспечить преемственность педагогического процесса и отметить каждого ребенка.
-Листы благодарности и поздравления – создают атмосферу доброжелательности, заинтересованности, уважительного отношения к детям и взрослым.
-«Портфель достижений»- коллекция работ за период пребывания ребенка в саду. Это регулярное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов.
- Иногда стоит порадовать ребенка и персональным вниманием. Поводом может стать день рождения. В этом случае взрослые вместе с ребенком готовят плакат об имениннике с его фото, рассказом о друзьях, увлечениях, мечте, забавных историях и пр. Этот плакат называется «Звезда недели». Эта форма работы позволяет развивать у родителей талант художника, писателя, поэта, психолога.
Через такие формы работы мы учим себя и родителей видеть рост ребенка, в свою очередь, появляется чувство уверенности и желания пробовать свои силы в чем-то новом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, семья и детский сад обеспечивают полноту и целостность социально-психологической и культурно- образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Но главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене основных функции, а в гармоничном дополнении друг друга.
В связи с этим необходимо выстраивать новую современную модель сотрудничества детского сада с семьей, результатом которой должно стать формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Задачами сотрудничества педагогов с родителями должно быть: установление партнерских отношений с семьями каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем все хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность, профессиональную компетентность – и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Раскрытые формы работы с семьей не исчерпывают всех нюансов. Самое главное при взаимодействии обеих сторон наличие желания сотрудничать, сопереживать, содействовать, самообразовываться, чувствовать общность в деле, что в конечном итоге и приведет к созданию атмосферы доверия и взаимопонимания.