МААМ-картинки

Консультация «Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц»

Наталья Кравченко
Консультация «Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц»

«Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц»

Н. Ю. Кравченко

воспитатель СП «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ СОШ№2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц“» размещена в разделах

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Я обратила внимание, что у моих воспитанников слабая познавательная активность.

И пришла к выводу: необходимо подобрать эффективное средство для развития самостоятельности, инициативности, любознательности.

Таким средством стали корректурные таблицы.

Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек, заполненными предметными картинками (цифрами, буквами, символами, знаками, геометрическими фигурами).

Картинки подбираются по содержанию тематически.

Каждая клеточка таблицы нумеруется, подписывается печатным шрифтом, Это позволяет детям самопроизвольно запоминать цифры и образ печатного слова.

Одну и ту же таблицу можно использовать в разных возрастных группах, только задания – усложняются.

Корректурные таблицы :

- развивают познавательную активность

- активизируют психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, речь,

- мыслительные операции – анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей.

- развивают любознательность.

Корректурную таблицу придумала и создала доктором педагогических наук, профессор, Наталья Васильевна Гавриш.

Ее технология называется «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц».

Данное средство является инновационным, так как в его основе лежит системно – деятельностный подход (чему учить, ради чего и как) и принцип развивающего обучения.

Обучение основано на следующих дидактических принципах.

Вариативность - направление детей на поиск разнообразных вариантов правильного решения

Радостное обучение - создания доброжелательной, психологически комфортной, позитивно закрашенной атмосферы, насыщенной радостью открытий, успешным решением заданий.

Партнерство - взаимного интереса, равноправного круга взрослых и детей, объединенного только общим поиском истины

Обучение проходит в игре.

Это дает возможность ребенку самому открывать горизонты своего знания.

Разработала систему творческих заданий к таблице «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие животные».

В начале недели, я использую демонстрационную таблицу, для того чтобы выявить знания детей.

На протяжении всей недели мы с детьми работаем по этой таблице : рассматриваем ее, вспоминаем, изучаем.

Дети работают с таблицей на занятиях по разным образовательным областям, выполняя разные задания.

Применяю таблицу на занятиях по грамоте:

Провожу упражнения «С какого звука начинается слово», «Найдите предметы, в названии которых два, три слога».

Дети упражняются в умении выделять звук в слове, закрепляют понятия «гласный», «согласный звук», определяют количество слогов в слове. У них развивается навык звукового анализа слова.

Для активизации речевого внимания предлагаю задание «Помоги Незнайке закончить свою мысль». Например:

• Такой же пушистый, как…

• Такой же колючий, как…

• Такой же хитрый, как…

• Такой же смелый, как…

• Такой же блестящий, как…

• Такой же сильный, как…

- на занятиях по ФЭМП

Развиваю навык ориентировки в пространстве с помощью упражнений «Кто быстрей найдет», «Назови соседей», «Кто находится…». Дети упражняются в употреблении предлогов («между», «за», «перед», «под», пространственных наречий («справа», «слева», «выше», «ниже»).

Предлагаю упражнение «Запомни всех диких животных, птиц и скажи сколько?», которое способствует умению запоминать и воспроизводить информацию. У детей развивается внимание, совершенствуется навык счета.

Для закрепления с детьми порядкового счета, провожу упражнение «Который по счету?».

- на занятиях по развитию речи

С помощью д/и «Какой? Какая?» развиваю словарь, закрепляю умение детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

(Волк (Какой) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…;

Медведь (Какой) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый. ;

Лиса (Какая) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…;

Заяц (Какой) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…; Белка (Какая) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая).

Предлагаю игру «Чей дом?», с целью уточнения и обогащения словаря, развития слухового внимания. Медведь выбирает. (берлогу). Белка ищет. (дупло). Лиса роет. (нору). Волк устраивает. (логово). Берлога — дом. (медведя). Дупло — дом. (белки).

Для формирования грамматического строя речи, учимся с детьми образовывать глаголы с помощью приставок (убежала, прибежала, отбежала, добежала, перебежала, забежала, сбежала).

Играя в игру «Скажи чей?», развиваю у детей умение правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные (След – волчий, лисий, заячий…, Уши – медвежьи, заячьи, беличьи, Голова – ежиная, волчья, лисья… и т. д.).

В конце недели использую таблицу для диагностики усвоения знаний детьми.

Иногда беру эту таблицу на итоговое занятие по ФЦКМ.

Для развития познавательной активности детей предлагаю подумать и ответить на вопросы:

- Каких зверей мы можем увидеть зимой в лесу?

- Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу? Назови.

- Как ты думаешь, кому из зверей не страшны морозы?

- Кто запасает запасы на зиму?

- Чьи следы на снегу мы можем увидеть зимой?

- А чьи следы мы не найдем зимой на снегу? Почему?

- Какие животные не живут в лесу?

- Каких животных можно назвать – звери – сони? (Медведь, ёж, барсук) - Какие звери не впадают в спячку? (заяц, лиса, волк, лось) Почему ты так думаешь?

Выполняя разные задания с корректурными таблицами : фонетические, лексические, грамматические, математические, познавательные - знания, представления детей постоянно обогащаются, изменяются.

В работе с детьми я использую демонстрационные таблицы и раздаточные таблицы.

Корректурные таблицы являются многофункциональным оборудованием учебно-воспитательного процесса, которое стимулирует и развивает познавательную активность ребенка.

Использование таблицы позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

Вне занятий играем с детьми в различные игры на развитие логического мышления, сообразительности, познавательной активности.

Д/и «Узнай зверя по описанию» формирует умение узнавать животных по описанию, развивает мышления и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)

Предлагаю детям отгадать загадки, которые способствуют развитию логического мышления.

1. Спит в берлоге он зимой. 2. У косого нет берлоги,

Любит шишки, любит мёд, Не нужна ему нора.

Ну-ка, кто же назовет? От врагов спасают ноги,

(Медведь) А от голода – кора. (Заяц)

3. Сердитый недотрога, 4. Хозяин лесной,

Живёт в глуши лесной. Просыпается весной,

Иголок очень много, А зимой под вьюжный вой,

А нитки ни одной. Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Ёж)

5. Кто зимой холодной, 6. Не ёлка, а колко,

Ходит злой, голодный? Не кот, а мыши боятся. (Еж)

(Волк)

Цель таких игр – умение сравнивать, сопоставлять известные факты об окружающем мире, развивать самостоятельность мышления, доказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы.

Для того, чтобы стимулировать детскую познавательную активность, я предлагаю творческие вопросы, проблемно-поисковые ситуации. Например: Почему заяц стал белым?

Почему ежик не делает запасов на зиму? Почему ему грибы и желуди не нужны? Почему дятла называют «лесной доктор»?

Организую обсуждения, в которых каждый ребенок может высказать свою точку зрения. Например: Как узнать дятла, если ты встретишь его в лесу или в парке? Что нужно сделать, чтобы убедиться? Почему всех зверей называют млекопитающими? Как ты думаешь?

Таким образом, работа по корректурным таблицам формирует способность творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пополнять свои знания, активизировать уже имеющиеся знания и жизненный опыт. У детей развивается умение общаться.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательная деятельность с корректурными таблицами позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным.

Публикации по теме:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста». Циклограмма Евтихина Наталья Александровна воспитатель МКДОУ № 281 Дзержинского района г. Новосибирска «Развитие познавательной активности детей дошкольного.

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование «Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование». «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе» Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений.

Педагогический опыт на тему «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет» В младшей группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок познавательного развития.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментирования с природным Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается принятием ФГОС ДО, который в качестве.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством программируемых мини–роботов «Умная пчела» Компьютерные и информационные технологии все больше проникают в различные сферы жизнедеятельности человечества. Воспитание и образование.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования в рамках музейной педагогики МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ:Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование в рамках музейной педагогики. Актуальность:.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования. Развитие познавательных интересов дошкольников является.

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей посредством конструирования в ДОУ Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 22:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД