Папки-передвижки

Консультация «Сенсорное воспитание»

Корчака Анна
Консультация «Сенсорное воспитание»

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра. При этом у детей с РАС может наблюдаться повышенная чувствительность к сенсорным стимулам – звукам, свету, запахам, прикосновениям.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) – это особая категория детей, нуждающихся в постоянном коррекционном воздействии через все сферы жизни ребенка.

Публикация «Консультация „Сенсорное воспитание“» размещена в разделах

Для детей с РАС характерны многие симптомы нарушения обработки сенсорной информации. Взаимодействуя с физическим миром, такие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой и, в частности, с окружающими людьми очень слаба.

Объясняется это следующими факторами: для детей с расстройствами аутистического спектра очень важен сенсорный компонент мира значимость, которого сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. Однако, интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Отсюда следует, что многие предметы окружающего мира для аутичного ребенка не представляют собой какие-либо конкретные объекты, а всего лишь предметы, обладающие особым набором сенсорных свойств. При этом дети с РАС зачастую выделяют для себя некие специфические свойства, которые незначимы для обычных людей.

Следующим фактором является то, что дети с РАС зачастую не способны дифференцировать предметы и материалы по возможностям их использования, они действуют с ними, не учитывая их свойства. Данная особенность может проявляться, например, в том, что ребенок пробует практически все на вкус или подбрасывает различные предметы без учета последствий, что может повлечь за собой возникновение различных опасных ситуаций.

Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения:

- зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;

– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;

развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка с РАС на контакт. Однако, важно соблюдать подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям [1].

Вариантов сенсорных игр бесконечное множество, мы остановимся лишь на некоторых из них. К сенсорным играм можно отнести игры с водой, с песком, с крупами, игры со старыми газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой и многие другие.

Сенсорные игры могут быть двигательными, к ним можно отнести попадание в цель различных предметов, ходьба по сенсорной дорожке с различными наполнителями и т. д.

Для развития зрительного внимания рекомендуется использовать цветотерапию и светотерапию, что способствует улучшению цветового восприятия. В этих целях используют специальное оборудование со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры наподобие «Мемори», соединение половинок картинок и т. п. Существуют игры и на развитие слухового восприятия, к ним относятся игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т. д.

Для развития восприятия запаха используются, так называемые, ароматические мешочки, в которых могут быть различные специи, а также используются аромабаночки с эфирными маслами и баночки с секретом, в которых могут быть как приятные, так и неприятные запахи. А чтобы развивать вкусовое восприятие, детям предлагается на вкус с закрытыми глазами определить, что он только что попробовал.

Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета способствуют игры, в которых ребенку показываются части тела на кукле и предлагается показать их на своем теле, игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные пирамидки и матрешки. Самым интересным способом является различные творческие работы с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т. д.

Кроме тех игр которые уже были описаны можно использовать игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, аквагрунтом, с крупами, с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной, со звуками, с движениями и тактильными ощущениями. Чем больше видов сенсорных игр вы предложите ребенку с РАС, тем больше новых сенсорных ощущений и разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений дадите ребенку.

Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).

Отличным вариантом сенсорной игры послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка универсальна тем, что игры с ней можно адаптировать под любой возраст и придумывать различные вариации игр. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Для звуковых сенсорных игр можно использовать поющие стаканы наполненные водой, различные бутылки с разным наполнением, это может быть песок, вода, камни, крупы и многое другое. В качестве музыкальных инструментов можно использовать совершенно неожиданные предметы, будь о кастрюли, ведра, ложки, тазы и разнообразные контейнеры.

Это лишь некоторые из сенсорных игр, которые можно использовать при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Важно отметить, что сенсорные игры не требуют больших затрат, для таких игр можно использовать совершенно разные предметы по текстуре, цвету, форме, весу, звуку, вкусу и запаху, в общем, использовать можно все, что позволит человеческая фантазия.

В ходе сенсорных игр ребенок получает новую сенсорную информацию, что способствует расширению его представлений об окружающем мире. А внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, приближает ребенка к миру людей и дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Сенсорные игры помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.

Метода сенсорной интеграции в приложении к РАС

Как и со всеми другими способами смягчить проявления аутизма, сенсорная интеграция до сих пор не была проверена исследованиями национального масштаба, которые позволили бы однозначно подтвердить или опровергнуть те или иные теории, связанные с ней.

Критики отмечают, что, поскольку сам характер американской страховой медицины требует от специалистов по поведению постановки «медицинского» диагноза, они могут проявлять тенденцию к злоупотреблению, и говорить о расстройствах сенсорной сферы даже в тех случаях, когда особенности поведения могут быть объяснены другими факторами.

Специалисты также предостерегают от того, чтобы все проблемы детей с аутизмом сводить к сенсорным нехваткам или гиперчувствительности.

Так, теория «протекающего кишечника» объясняет отчужденность, «туман» и повышенный болевой порог отравлением организма морфиноподобными веществами, которые вырабатываются как реакция на попадание в кровь из кишечника крупных молекул, содержащих глютен или казеин.

Пищевые аллергии также могут иметь значение, приводя к перевозбуждению и провоцируя дальнейший уход в себя. Проблемы с митохондриальным комплексом клеток имеют следствием вялость и апатию ребенка.

Хотя все перечисленные симптомы можно объяснить и как следствия неправильной обработки мозгом сенсорных раздражителей, они часто имеют медицинскую природу.

Именно поэтому необходим комплексный подход к лечению детей с РАС, когда врач находит и излечивает все источники воспалений в организме, насыщает клетки энергией и обеспечивает рацион, который закрывал бы все выявленные пищевые нехватки.

Сенсорная интеграция, таким образом – это не единственный, а один из многочисленных способов помощи при РАС. Можно рекомендовать родителем дополнять «сенсорную диету» биомедицинскими протоколами и наоборот.

Отметим также, что сенсорная интеграция – это паллиативный метод лечения, т. е. смягчающий лишь проявления болезни, но не излечивающий ее причины. Дети могут получать некоторое облегчение (массаж и объятия приятны и здоровым людям).

Однако без выявления причин заболевания или сопутствующих ему состояний, долгосрочный эффект от сенсорной терапии может быть сведен на нет.

Завершая ознакомительный рассказ, повторим свою мысль ещё раз: лечение РАС должно быть комплексным.

Расстройство сенсорной интеграции – это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве). Таким образом, информация нормально воспринимается самими органами, но неправильно обрабатывается мозгом.

Сенсорные расстройства могут быть отдельным состоянием, однако часто они сопровождают другие нарушения, такие так РАС, СДВГ, дислексия, расстройство координации движений, синдром Туретта, рассеянный склероз.

Сфера чувства и ощущений настолько фундаментальна для развития и повседневной жизни человека, что любые проблемы с ней проявится в поведении.

Когда речь идет о сенсорных проблемах, важно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу. Настораживает, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию. Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.

Некоторые специалисты полают, что под одним общим термином скрываются сразу три группы расстройств:

Расстройство сенсорной модуляции – чрезмерная или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких-то ощущений, или, напротив, их упорно искать.

Сенсорно-моторные расстройства – проблемы с моторикой, которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов.

Сенсорная дискриминация – проявляется в рассеянном внимании, неорганизованности и плохих успехах в школе.

Чаще всего наблюдаются расстройства сенсорной модуляции : ГИПО- и ГИПЕРчувствительность. Необычное поведение при данных нарушениях выполняет две основные функции: сенсорной защиты и сенсорной самостимуляции. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Например, при гиперчувствительности слухового анализатора ребёнок закрывает уши, прячется, чтобы не слышать шум. В наиболее дискомфортных ситуациях он внутренним усилием отключает слух и производит впечатление глухого. Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных самостимуляций с помощью сильного раздражителя. Например, при гипочувствительности двигательного анализатора ребёнок с аутизмом бегает по кругу, вращается, поскольку стремятся получить необходимые ощущения.

У некоторых детей недостаток или избыток реакции на раздражитель едва заметен. У других он так выражен, что им трудно нормально жить и учиться. Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все. Кроме того, возможно наличие смешанных реакций: повышенная чувствительность по отношению к одним раздражителям и пониженная к другим.

Сенсорные нарушения являются одной из причин появления или усиления у детей с РАС стереотипий. Педагоги и родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей. Они объясняют его необычное поведение капризами, недостатком воспитания или нарушениями интеллекта, тогда как оно придаёт ребёнку с аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток. Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребёнка, поскольку провоцирует усиление сенсорных защит и самостимуляций, их замену на более неадекватные действия. Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме. Решить эту задачу позволяют, во-первых, организация комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности, во-вторых, индивидуально подобранная и последовательная сенсорная стимуляция.

Организация среды

Никакая педагогическая стратегия не научит ребенка с аутизмом выдерживать сенсорные сигналы, которые невыносимы и разрушительны для его нервной системы. В этой связи исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности. В обратной ситуации, когда ребёнок испытывает сенсорный дефицит, окружающую среду следует обогатить соответствующими раздражителями. В процессе наблюдения за поведением ребёнка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными, а какие – недостаточными. При организации комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности неприятные раздражители, по возможности, устраняются. Педагоги и родители не должны заставлять ребёнка терпеть ощущения, которых можно избежать. Например, если шум пылесоса слишком интенсивный, можно пылесосить в отсутствие ребёнка. Если ребёнок не выносит звук от передвижения стульев по полу, их ножки снабжаются покрытием. Можно использовать барьеры, которые снижают сенсорную чувствительность (например, беруши, солнцезащитные очки, защитный экран вокруг рабочего места и др.). Недостаток раздражителей, в которых нуждается ребёнок с аутизмом, восполняется : среда насыщается объектами, позволяющими получать приятные ощущения социально приемлемым способом. Например, если ребёнок увлечён разглядыванием точек на ковре или пятен на чужой коже, следует перенести его интерес на книги или журналы с красочными иллюстрациями. Если ребёнок грызёт всё подряд, включая одежду и предметы, ему можно предложить жевать соломинку для питья, кольца-прорезыватели для зубов. Все предметы, которые позволяют восполнить сенсорный дефицит, должны находиться в постоянном свободном доступе.

Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку с аутизмом накапливать приятный сенсорный опыт в процессе специально организованного педагогического взаимодействия в тех областях, где ему не хватает ощущений или они слишком сильны. Она реализуется на основе наблюдения за поведением ребёнка. Для ребёнка с повышенной сенсорной чувствительностью следует отыскать те раздражители, которые он переносит терпимо и постепенно расширять их спектр. Например, при непереносимости громких, неожиданных, а также речевых звуков, можно предлагать сначала слушать тихие ритмичные музыку и песни, затем потешки и, наконец, стихотворения. Самостимулирующие действия ребёнка с пониженной сенсорной чувствительностью замещаются другими, которые позволяют получить тот же опыт, однако имеют социальное содержание и функциональный характер. Например, стереотипные прыжки заменяются прыжками на батуте, хлопки в ладони – лепкой из пластилина.

Полностью излечить расстройства сенсорной интеграции на данный момент невозможно, тем не менее, можно смягчить ущерб, который они наносят жизни и здоровью ребенка. Ниже перечислены некоторые конкретные педагогические стратегии модификации сенсорной чувствительности, связанные с организацией среды жизнедеятельности и сенсорной стимуляцией ребёнка с аутизмом (Миненкова, И. Н. Педагогические стратегии нормализации сенсорной чувствительности при аутизме).

Нормализация зрительной чувствительности

Повышенной

Исключение или сокращение неприятных зрительных раздражителей (флуоресцентные лампы, мигающий и отражающийся свет, большое скопление людей).

Оформление помещений в неярких, успокаивающих тонах.

Размещение рабочего места ребёнка в слабо освещённой части помещения, использование светонепроницаемых штор.

Размещение рабочего стола «лицом» к стене, использование защитных ширм и экранов на рабочем месте, что сокращает количество зрительных раздражителей.

Поддержание порядка в помещении (все предметы располагаются на своих привычных местах).

Ношение ребёнком солнцезащитных очков на улице и в помещении.

Выдувание мыльных пузырей.

Игры на сортировку, нанизывание мелких предметов.

Пониженной

Максимальная визуализация пространства, времени, деятельности.

Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, фотографий.

Пальчиковые игры.

Развивающие настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори).

Рисование, аппликация и конструирование.

Изготовление самодельных книг.

Кукольный театр.

Нормализация слуховой чувствительности

Повышенной

Исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей (школьные звонки, скрип передвигаемых стульев, гудение ламп или компьютеров, бытовые шумы).

Сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку с использованием тихого спокойного тона голоса.

Использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции.

Прослушивание любимой музыки.

Игры шепотом.

Спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.).

Пониженной

Повторение вопросов, обращённых к ребёнку, и ожидание от него ответов.

Обращение к ребёнку с использованием оживлённого эмоционально окрашенного тона голоса.

Подражание звукам ребёнка, имеющим для него значение, и придание им социального смысла.

Игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами (барабан, бубен, металлофон, свистульки).

Ритмические музыкальные игры с движениями.

Разучивание песенок, стихов и считалок.

Нормализация кожной чувствительности

Повышенной

Предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка.

Использование уверенных интенсивных прикосновений.

Подбор комфортной в ношении одежды, удаление ярлыков с одежды.

Обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции.

Растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой, что позволяет снизить чувствительность.

Пониженной

Тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой).

Игры с мячом.

Сюжетные игры с прикосновениями (больница, парикмахер, мойка машин).

Растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры.

Массаж.

Обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком).

Нормализация двигательной и вестибулярной чувствительности

Повышенной

Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.

Частые перерывы для отдыха в течение дня.

Покачивание на гимнастическом мяче.

Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.

Игры с воздушными шарами.

Пониженной

Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).

Оборудование помещения спортивным комплексом, выделение зоны для прыжков и бега.

Посещение детских аттракционов.

Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).

Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната).

Занятия спортом, танцами.

Участие в работе по дому и на приусадебном участке.

Шумные подвижные игры.

Нормализация обонятельной и вкусовой чувствительности

Повышенной

Исключение неприятных для ребёнка запахов (использование моющих средств без запаха, отказ от ношения духов).

Учёт вкусовых пристрастий ребёнка.

Стимуляция щёк и ротовой области интенсивными нажатиями.

Отсутствие запрета на прикосновение к еде пальцами.

Постепенное включение в рацион питания ребёнка продуктов различных температур и вкусовых направлений.

Использование маленьких порций.

Предоставление возможности съесть кусочек мороженного перед употреблением незнакомого продукта, что действует как своеобразная «заморозка», снижая чувствительность во рту.

Привлечение ребёнка к приготовлению пищи, выбору продуктов в магазине.

Пониженной

Хранение ядовитых веществ в недоступном для ребёнка месте.

Применение веществ с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов.

Предоставление возможности для ежедневной оральной активности (игрушки, в которые можно дуть, мыльные пузыри, леденцы, жевательная резинка).

Использование интенсивных вкусовых раздражителей (например, соусов, которые можно готовить и пробовать вместе с ребёнком).

Употребление в пищу твёрдых, хрустящих продуктов.

Таким образом, большинство аутистических форм поведения представляют собой попытки справиться с трудностями повседневной жизни, вызванными нарушениями сенсорной чувствительности : её повышением или понижением. Понимание функций необычных форм поведения (сенсорных защит и самостимуляций) и предоставление ребёнку альтернативных стратегий преодоления жизненных трудностей составляет сущность педагогической работы по нормализации сенсорной чувствительности при аутизме. Одновременно с этим необходимо обнаруживать факторы, вызывающие стресс, и сводить их, насколько это возможно, к минимуму путём изменения окружающей среды.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Сенсорное воспитание младших дошкольниковСенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное воспитание»
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 08:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД