ирина солдатенко
Консультация «Звуки [Ф], [Ф’]; [Ф] — [Ф’]. Буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема № 16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный зву-кокомплекс.
2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональ-ной окраски одного и того же звука.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф'], дифференциро-вать их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.
5. Расширить объем слухо-речевой памяти.
6. Развивать интонационную выразительность речи.
Публикация «Консультация „Звуки [Ф], [Ф’]; [Ф] — [Ф’], Буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчиты-вать количество предложений.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Кто это?» (развитие слухово-го внимания).
В игре принимают участие несколько детей. Взрослый предлагает од-ному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произнесет «АУ».
Задание 2. Дидактическое упражнение «Скажи звук [А] по-разному» (изменение тембра голоса).
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
«А», — плачет девочка; «А», — показывают горло врачу; «А», — поет певица; «А», — качаем малыша; «А», — девочка укололась иголкой.
Задание 3. Знакомство со звуком [Ф].
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадыва-ет ребенку описательную загадку: «Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф). Просит назвать последний звук в слове шкаф.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Ф] :
— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине оста-ется узкая щель для прохода воздуха;
— верхние зубки слегка видны;
— горлышко «молчит».
Символ звука : воздух выходит из большого воздушного шарика: ффффф. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : звук согласный (губ-ки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха, твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Кот фыркает: ф-ф-ф. (произносить отрывисто вслед за взрослым).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]» :
ф, п, м, д, ф. ; фа, ма, аф, уп, уф. ; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка.
Задание 6. Повторить вслед за взрослым серию слогов:
фта-фто-фту-фты. ; афта-афто-афту-афты.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку прослушать и затем воспро-извести ряд слов (3—5) со звуком [Ф].
Задание 8. Работа с картинками:
— выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф]; разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине и в конце слова;
— разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое корот-кое слово).
Задание 9. Ребенку предлагается придумать предложения с использо-ванием предметных картинок из предыдущего задания, по возможности упо-требляя предлоги в и у.
Задание 10. Взрослый читает ребенку пары предложений и просит исправить ошибки.
Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.
На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.
Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.
На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.
Задание 11. Знакомство со звуком [Ф'].
Символ звука : воздух выходит из мяча: фьфьфь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : звук согласный, мягкий, глухой. Обозначе-ние: зеленый кружок.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф']» :
фь, мь, пь, фь. ; фя, пя, пи, фи. ; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.
Задание 13. Повторить вслед за взрослым серию слогов:
фтя-фте-фтю-фти; афтя-афте-афтю-афти.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Составь слово».
Фе-до-ра, фи-ал-ка, бу-фет, фи-лин, фев-раль, физ-куль-ту-ра, физ-куль-тур-ни-ца.
Задание 15. Дифференциация звуков [Ф] — [Ф'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]» :
ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
фа-фя,. ; фу-фю,.
Повторить за взрослым серию слогов:
фа-фа-фя, фя-фя-фа, фа-фя-фа, фя-фа-фя, фя-фа-фа, фа-фя-фя.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']).
Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?
Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федо-ра.
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ф] и [Ф'], составить с этими словами предложения.
Вспомнить слова со звуками [Ф] и [Ф'].
Придумать вместе с ребенком короткие рассказы про Филю, Фому и Федору.
Задание 16. Выучить скороговорки:
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Задание 17. Знакомство с буквой Ф.
Подбоченясь, пляшет лихо
Ф — большая щеголиха.
О. Гофман
На что похожа буква Ф?
Буква Ф : ребенок стоит в позе — «руки в боки».
Игры с буквой.
Задание 18. Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы из круж-ков, подсчет количества слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами.
Фима, Пиф.
Чтение и анализ короткого текста, выделение заглавия, границ предло-жения, нахождение предложения с предлогом у.
ФИМА
Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.
Взрослый знакомит ребенка с коротким текстом, показывает заглавие; совместно с ребенком подсчитывает количество предложений, находит пред-ложение с предлогом, читает текст.