Папки-передвижки

Коррекционная программа для детей-инвалидов с нарушением крупной и мелкой моторно-двигательной системы

Ким Альбина
Коррекционная программа для детей-инвалидов с нарушением крупной и мелкой моторно-двигательной системы

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Ловкие ручки

и пластичное тельце»

(программа по работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами)

Выполнила: Ким А. Г. педагог-психолог

высшей квалификационной

категории МАДОУ № 27

г. Южно – Сахалинск

2022 г.

Пояснительная записка.

Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Коррекционная программа для детей-инвалидов с нарушением крупной и мелкой моторно-двигательной системы» размещена в разделах

Программа дополнительного образования «Ловкие ручки и пластичное тельце» направлена на развитие мелкой и крупной моторно-двигательной системы посредством занятий по ручному труду и телесно-ориентированной психотерапии. Данная программа рассчитана на детей ОВЗ и детей инвалидов.

В процессе реализации программы «Ловкие ручки и пластичное тельце» у дошкольников с ОВЗ и детей инвалидов развивается способность работать руками и телом под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности, а так же умение расслаблять и умение чувствовать свое тело.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Использование в работе упражнения телесно-ориентированной психотерапии у детей с ОВЗ и детей инвалидов тело становится мягким, послушным, так как убираются психологические зажимы, что способствует развитие внутренней гармонии.

Основные цели программы – развитие мелкой и крупной моторно-двигательной системы, в процессе деятельности арт-терапии.

Задачи:

- Развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику детей.

- Формировать речевую деятельность

- Развивать творческие способности ребенка.

- Формировать у детей умения трудится и общаться в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.

Практическая ценность программы заключается в следующем:

1. Представлена работа с разнообразными материалами.

2. Адаптированая телесно-ориентированная технология с различными упражнениями для детей дошкольного возраста.

3. Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.

Работа по дополнительной программе «Ловкие ручки и пластичное тельце» организована по принципу цикличности. Каждый цикл предусматривает ознакомление детей с разными видами материала и освоение навыков работы с ним. В то же время использование принципа цикличности значительно облегчает педагогу-психологу подготовку к занятиям.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.

1. Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки

7. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.

Программа разрабатывалась с учетом следующих принципов:

1. Тематического

2. Предметно-материальной среды (наличие необходимого материала)

3. От простого к сложному.

4. Возрастные особенности детей

5. Возможности и интересы детей.

Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету, (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д., разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой прием, как изготовление, поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями, для развития мелкой моторики ребенка, его творческих способностей, речевого развития.

Перспективный план

Цикл, цели Организо-

ванная деятельность Создание условий для самостоятельной деятельности Образовательная ситуация. Сотрудничество с родителями. Результат

Работа с семенами и крупами

Задачи:

- Развивать точность движений пальцев рук;

- Учить создавать узоры из круп и семян, используя ритм, симметрию в композиционном строении;

- Воспитывать самостоятельность при выборе замысла и средств деятельности.

Панно

из семян Пополнение семенами подсолнечника, тыквы, арбуза и др. «Выложи узор» - ориентировка на листе бумаги Создание коллекций семян Оформле-

ние

музыкаль-ного зала к «Празднику осени».

Панно

из круп Выставка панно, сделанных педагогами

Альбом «Художественные промыслы»

Пополнение творческого центра крупами «Помоги Золушке» - сортировка круп Создание коллекций круп

Поделка из

круп

«Игрушки» Выставка «Любимая игрушка»,

Трафареты «Игрушки».

«Найди игрушки» - вычленение изображения игрушек из «хаоса» изображений, обведение пальчиками их контуров.

Рисование «Моя игрушка»

Пальчиковая гимнастика Мяч» Альбом-эстафета «Игрушки моего детства»

Работа с мятой бумагой.

Задачи:

- знакомить с техникой выполнения работ из мятой бумаги.

- учить овладению техникой обрывания для получения

образа.

- работать над освоением технике создания объемных изображений

- формировать эмоциональную отзывчивость «Забавные зверята»

Контуры зверей,

Картины «Дикие животные», «Домашние животные»

Пополнение творческого центра бумагой различной фактуры. - Обведение и штриховка контуров животных.

Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах.

Пальчиковая игра «На прогулке» Создание альбома-коллекции «Бумажный мир»

Оформле-

ние лестнич-

ных маршев.

«Любимые игрушки»

Фотоальбом «Игрушки прошлого и настоящего»

Атрибуты к сюжетной игре «Магазин игрушек» - Сюжетная игра «Магазин Игрушек»

- Игра «Чудесный мешочек»

«Сложи игрушку»

- составление целого из частей

«Рыбки в аквариуме»

Энциклопедии, книги

Буклеты открыток

«Аквариумный мир»,

аудиозаписи «Шумы моря» - «Опиши рыбку»

- Выкладывание на ватмане рыб, травы из цветного картона.

- Пальчиковая игра «Аквариум» Организация экскурсии в зоомагазин

Работа с бумагой. Плетение бумажных ковриков

Задачи:

- познакомить с техникой плетения бумажных ковриков;

- развивать подвижность кисти рук;

- совершенствовать навыки работы с ножницами. «Мы в корзину соберем…» Выставка корзинок

Встреча в мастерской.

Участие в создании выставки корзинок Организация выставки в фойе «Богатый урожай "

Работа с бумагой по технике «Оригами»

Задачи:

- познакомить с техникой «оригами»

- развитие мелких движений рук и операционно-технической стороны предметной деятельности: складывания, прикладывания, совмещения и др. «Лягушки-подружки» Образцы, поделки, выполненные в технике «оригами». Пальчиковая игра «Лягушата» Выставка поделок «Волшебный мир оригами

Оформление выставки «Волшебный мир оригами» в в уголке природы

«Бабочки» Альбом «Насекомые»

Трафареты Рельефная лепка «Бабочки» Украшение фойе

«8 модульная звезда» Модуль и складывание Игра «Летает – не летает»

«Подарок маме» Образцы, поделки, выполненные в технике «оригами».

Работа с пластилином

Задачи:

- совершенствовать движения пальцев рук;

- укреплять мускулатуру мелкой моторики;

- развивать творчество, самостоятельность. «Фруктовое изобилие» Альбом «Фрукты»

Муляжи фруктов.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Игра «Угадай на ощупь» Пополнение бумагой разного цвета и оттенков.

«Ёлочка-красавица» Репродукции картин. Фотовыставка «Хвойный лес» Отгадывание загадок.

Участие в фотовыставке

Работа с гуашью

Задачи:

- совершенствовать движения пальцев рук;

- выработать навыки работы;

- познакомить с техникой правополушарное рисование. Сюжетная композиция «На полянке» Пальчиковая игра «Солнышко»

Оформление музыкального зала

«Солнечные подсолнухи» Рисование подсолнухов пальчиками.

Работа с телом

Задачи:

- совершенствовать умение самостоятельно выстраивать план действия;

- учить детей расслаблению и напряжению;

- развивать творческие способности

«Мир зверей и пернатых» Показ различных животных

«Кораблик» Прием раскачивания у удержания

«Черепаха» Пальчиковая игра «Мои умелые ручки»

«Здравствуй солнышко» - Игра «Подскажи словечко»

Оформление лестничных маршев

«Остров злючек и плакс» - Игра «Интервью»

«Солдатик» Рисование «Мир фантазий»

Публикации по теме:

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Пособие для развития мелкой и крупной моторики дошкольников «Скатерть «Умелые ручки»Пособие для развития мелкой и крупной моторики дошкольников «Скатерть «Умелые ручки» Уважаемые коллеги, не секрет, чтоодной из проблем при работе с младшими дошкольниками является развитие речи. Поэтому, чтобы решить проблему,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Рекомендации для родителей «Упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей» Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Оказывайте ребенку поддержку.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная программа для детей-инвалидов с нарушением крупной и мелкой моторно-двигательной системы
Опубликовано: 10 мая 2022 в 11:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД