Ирина Кольцова
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, должно быть организовано комплексное многостороннее воздействие, осуществляемое силами дошкольного образовательного учреждения. Комплексное многостороннее воздействие означает проведение наряду с лечебно-восстановительными мероприятиями (медицинская коррекция) педагогической коррекции
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, должно быть организовано комплексное многостороннее воздействие, осуществляемое силами дошкольного образовательного учреждения. Комплексное многостороннее воздействие означает проведение наряду с лечебно-восстановительными мероприятиями (медицинская коррекция) педагогической коррекции
Медицинская коррекция - исправление нарушений зрения, включающее в себя повышение остроты зрения, развитие бинокулярного зрения, фиксации взора и др.
Педагогическая коррекция - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей, имеющих нарушения зрения.
Проведение коррекционной работы в равной степени осуществляется медицинской и дефектологической службами детского сада, музыкальными работниками, воспитателем по физическому воспитанию, воспитателями.
Непосредственное лечение детей проходит в тесном контакте с тифлопедагогом. Основой работы тифлопедагога является развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (в микро- и макро пространстве).
Основной формой работы является проведение индивидуальных и мало подгрупповых занятий. Для большей заинтересованности детей и для повышения эффективности обучающего процесса тифлопедагоги используют нетрадиционные формы работы.
Целью работы логопедов является коррекция нарушений устной речи детей. Нарушения речи при зрительном дефекте свидетельствуют о том, что в большинстве случаев оказываются нарушенными не только отдельные компоненты речи (например, звукопроизношение, а все: фонетические, лексические, грамматические, т. е. речь оказывается нарушенной как целостная система. Это происходит в силу того, что в условиях - недостаточной компенсации зрения создаются препятствия для нормального речевого развития.
Коррекция речи проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учетом как речевого, так и зрительного диагноза каждого ребенка.
В коррекционной логопедической работе наряду с общепринятой системой используются альтернативные (например, при обучении детей чтению, а также нетрадиционные формы работы.
Физическое воспитание осуществляется воспитателем по физо. При нарушении зрения у детей отмечается недостатки и физического развития. Это нарушение координации движений, чувства ритма, устойчивости тела, скорости двигательных реакций, слабость мышечной системы.
Обязанности коррекционного педагога (тифлопедагога) при работе с детьми с нарушениями зрения
Коррекционный педагог организует, возглавляет и непосредственно осуществляет проведение коррекционно-педагогической работы (коррекционной развивающей, коррекционно-воспитательной и психокоррекционной) в группе детей с нарушениями зрения.
Участвует (по необходимости) в работе психолого-медико-педагогической консультации (в психолого-педагогическом исследовании зрительных особенностей ребенка и составлении заключения, отражающего педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него зрительных возможностей).
Проводит психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения (в начале учебного года - исходного уровня развития, в конце - динамики развития) и на его основе составляет характеристику и индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого ребенка группы, обеспечивающую адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Комплектует группы и подгруппы детей для организации коррекционной работы. Планирует проводит подгрупповые, мало групповые и индивидуальные занятия с детьми (с косоглазием и амблиопией, слабовидением. слепотой, сложной структурой дефекта) по развитию зрительного восприятия, развитию осязания мелкой моторики, ориентировке в пространстве и мобильности, социально-бытовой ориентировке, тифлографике, развитию невербальных средств обаяния. Осуществляет подбор и использование разнообразного наглядно-дидактического материала, специальных тифло технических и вспомогательных оптических средств в соответствии с этапами лечения, рекомендациями врача-офтальмолога, индивидуальными возможностями у детей и программным содержанием занятий.
Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, инструктором по лечебной физкультуре и медицинским персоналом (врачом-офтальмологом, психиатром, медсестрами - ортоптистками). Учитывает рекомендации специалистов при индивидуально-дифференцированном подходе в процессе коррекционной работы с детьми.
Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями (индивидуальные консультирования; индивидуальные практикумы по поучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящим коррекционную направленность; открытые индивидуальные и подгрупповые занятия, участия в родительских собраниях с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения).
Ведет документацию (карту обследования на каждого ребенка, индивидуальные планы работы, перспективный и календарный планы и др.); для обмена опытом и повышения квалификации принимает участие в работе педагогических советов и методического кабинета ДОУ, методических объединений округа и города.