Ирина Еловикова
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Подготовила учитель-логопед Еловикова И. Г.
Работа логопеда в дошкольном учреждении многогранна и объемна. Несмотря на то, что все часы работы логопед обязан проводить непосредственно с детьми, он еще должен спланировать свою деятельность так. чтобы учесть взаимодействие с коллегами и родителями. Представляю Вашему вниманию перечень разделов, в которых я попыталась отразить весь спектр работы логопеда на логопункте в дошкольном учреждении. В некоторых блоках отражена работа по обучению элементам грамоты - это дополнительная часть моей непосредственной деятельности, она не входит в обязанности логопеда на логопункте.
Публикация «Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
Организационный блок:
• Написание рабочей программы
• Составление циклограммы
• Составление учебного плана
• Оформление листа занятости (временной нагрузки)
• Оформление журнала посещения детей
• Составление годового и перспективного планов
• Составление графика работы
• Заполнение индивидуальных речевых карт
• Составление индивидуальных маршрутов коррекционного обучения
• Оформление тетради рабочих контактов с воспитателями ДОУ
• Оформление тетрадей для занятий родителей с ребенком
• Оформление журнала консультаций логопеда для родителей
Коррекционный блок:
• Коррекционно - развивающие фронтальные занятия по обучению грамоте
• Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения
• Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
• Подгрупповые занятия по совершенствованию связной речи
• Подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и элементарных навыков письма и чтения
• Подготовка и проведение занятий с использованием театрализованных и социоигр
• Подготовка и проведение компьютерных игр по обучению грамоте.
Диагностический блок:
• Первичная, промежуточная диагностика речевого развития детей
• Диагностика детей подготовительных групп в конце учебного года с проведением анализа результатов диагностики за год, отчет о проделанной работе с презентацией
• Обследование детей по запросам воспитателей и родителей с целью раннего выявления детей с нарушением речи и своевременного оказания коррекционной помощи
• Составление логопедических представлений в городскую ПМПК на детей, нуждающихся в изменении образовательной программы в связи со сложными речевыми нарушениями.
• Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ:
Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей:
• «Ознакомление с речевой нормой на соответствующий возраст, с дидактическими играми для развития фонематического слуха»;
• «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;
• «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»;
• «Ознакомление с нетрадиционными упражнениями по развитию мелкой моторики пальцев»
• «Кинезиологические упражнения в работе логопеда и воспитателя» (презентация)
• Семинар-практикум по использованию кинезиологических комплексов в работе воспитателей.
Совместная оценка качества коррекционно-педагогической деятельности
• Посещение открытых занятий воспитателей;
• Участие в работе ПМПк ДОУ.
• Участие в МО педагогов ДОУ
• Участие в педгостиных, педсоветах, педагогических часах, в Школе дошкольных наук, семинарах, открытых занятиях;
• Участие в творческих группах
• Участие и выступления в заседаниях МО узких специалистов.
Работа с родителями:
Самой востребованной и актуальной формой работы с родителями всегда является консультативно - просветительская деятельность. Наибольшее число обращений было по следующим вопросам:
- что такое общее недоразвитие речи (15%,
- дизартрия (10%,
- чем обусловлена речевая патология у дошкольников (35%,
- особенности проведения занятий дома (60%,
- готовность ребенка к школе (50%).
Данная работа позволила повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, повысить общую грамотность родителей, познакомить родителей воспитанников с особенностями развития речи детей с речевой патологией и методами коррекционного воздействия.
Индивидуальные консультации и беседы на темы:
• Индивидуальные консультации для родителей по результатам
логопедического обследования;
• Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук;
• Формирование правильного речевого дыхания;
• Роль родителей в развитии речи детей;
• Развитие внимания и памяти детей;
• Игры по развитию словаря;
«Как научить ребенка запоминать стихи»
Рекомендации родителям на летний период.
Посещение родителями:
• индивидуальных логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте с целью выработки единых требований
• «Звуковой анализ - научите ребенка»,
• «Предложение – слово - звук»;
• индивидуальные занятия «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
Родительский уголок:
• «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»
• «Как пополнить словарный запас»
• «Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми»
• «Развиваем у детей умение классифицировать»
• «Играем и развиваем грамматический строй речи»
• «Как помочь ребенку развить связную речь»
• «Зачем нужны домашние логопедические задания»
• «Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить»
• «Вместе весело дышать»
Материалы в родительские уголки в группах (материал обновлялся поквартально):
• «Особенности речевого развития детей 4, 5 года жизни»
• «Сказка о веселом язычке»
• «Делаем дыхательную гимнастику правильно»
• «Роль семьи в развитии речи ребенка»
• «Фонематический слух – основа правильной речи»
• «Мелкая моторика…чем она важна?»
Родительские собрания:
• «Мы старшие дошкольники»
• «Обогащаем словарь ребенка»
• «Итоги за первое полугодие»
• "Как работает логопед" (видеосюжет)
• «Скоро мы идем в школу» (результаты коррекционной работы)
Оснащение логопедического кабинета:
• Приобретена методическая литература, пособия для развития мелкой моторики, песок для кинезиотератии, деревянный настольный театр «Три поросенка»;
• Оформлена картотека «Использование дидактических игр на занятиях»;
• Оформлены наборы для дидактических игр «Логопедическое лото» на все проблемные звуки;
• Оформлены дидактические игры по обогащению словаря, лексико-грамматическим категориям, слоговой структуре, фонематическому восприятию;
• Приобретены компьютерные игры «Учимся играя», «Учимся говорить»;
• Изготовлены пособия для дыхательной гимнастики, развития мелкой мускулатуры обеих рук.