Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ботагоз Байданова
Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО.

Выполнила:

учитель начальных классов

1 кв. категории

Байданова Б. Р.

г. Ханты – Мансийск

2016 год.

1 СЛ. КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО.

2 СЛ. «Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В. А. Сухомлинский.

3 СЛ. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

4 СЛ. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди,которые способны: анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

5 СЛ. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

6, 7 СЛ. Выделяют три постулата современного урока:

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.

• Объём написанного учениками в тетрадях.

• Количество выставленных ученикам отметок.

• Количество упражнений, выполненных за урок.

• Устная или письменная форма выполняемых заданий.

• Однотипность или разнотипность содержания урока.

• Наличие традиционных этапов урока.

• Распределение времени по различным этапам.

• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

• Использование для работы на уроке учебника.

8 СЛ. Характерная особенность современного урока - активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся.

9 СЛ. КРИТЕРИИ Результативности УРОКА

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

вклад в формирование личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

10 СЛ. Методы и формы современного урока

1. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Классификация проектов по продолжительности. Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных урокахв начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

- Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

- Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

- Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4. Портфолио

Основными задачами применения портфолио являются:

- повышение качества образования в школе;

- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

- формирование адекватной самооценки у обучающихся;

- формирование умение учиться — ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

- создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

11 СЛ. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия.

Дети,работая группами:

- решают, составляют задачи,

- ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

-разгадывают кроссворды, головоломки.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной,то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

• полное внимание к однокласснику;

• серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Конечно,я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

Урок – игра,

урок – экскурсия,

урок – исследования и др.

12 СЛ. Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija9_tce1j.pptx | 1227,4 Кб
 
Публикации по теме:

Использование электронных пособий в образовательном процессе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя МБДОУ №4 «Берёзка» Кытаховой Нюргустаны Иосифовны.

Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС При построении занятий, с учётом Стандарта, по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет я: 1. Продумываю организацию детей на занятии (чередование.

Конспект ННОД в соответствии с требованиями ФГОС ДО «Торт для кота Леопольда» Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическая Развивающая предметно- пространственная среда темы ННОД изостудия; Материал.

Методическое обоснование урока по литературному чтению для 3 класса в соответствии с ФГОС по рассказу В. Драгунского «… Бы» Рассказ Виктора Драгунского «…БЫ» относится к жанру юмористического рассказа. Это произведение повествовательного характера, в котором повествование.

Оформление предметно-развивающей среды средней группы в соответствии с требованиями ФГОС ДООформление предметно-развивающей среды средней группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО С целью приведения информационно – образовательного пространства в соответствие требованиям ФГОС ДО мною были организованы следующие центры:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС до I. Вводная часть 1. Актуальность: Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Педагогический совет «Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Цель: Обобщить опыт работы педагогического коллектива по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями.

Перспективный план работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Семья – уникальный.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС
Опубликовано: 19 января 2016 в 14:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Использование спортивных тренажеров на занятиях физкультурой в ДОУ
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и...
Фотоотчёт о выставке поделок «Путешествие в Новый год»
Вот и наступила долгожданная волшебница зима. Принесла с собой морозы, вьюги и метели. А еще самый удивительный, волшебный и сказочный праздник Новый...
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы. Вед: Нам праздник чудесный зима принесла, Зелёная ёлка к ребятам...