МААМ-картинки

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

Татьяна Ивановна Деткова
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Развитие ребенка в дошкольных организациях осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами.

Насыщенность среды обеспечивает:

1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;

2. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

4. возможность самовыражения детей.

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

вариативной – наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования.

Создавая РППС в группе, и определяя ее наполняемость, воспитатели должны помнить, что развитие и образование детей идет по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Представляю вашему вниманию организацию РППС старшей группы (фотоматериалы представлены в виде электронной презентации). Развивающая предметно пространственная среда группы, реализующей программу «Радуга», соответствует критериям ФГОС ДО и является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и обеспечивающей учет национально - культурных, климатических условий и возрастных возможностей детей. Организация развивающей предметно – пространственной среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности (слайд №2).

В приемной группы размещена вся важная информация интересующая и волнующая родителей: советы по воспитанию, режим дня, меню, уголок здоровья, детские поделки и рисунки, фотографии о жизни детей в детском саду (слайд №3,4).

В центре художественно-эстетического развития созданы условия для занятия различными видами деятельности (конструирование, ручной труд, изобразительная деятельность, для успешного развития творческих, познавательных, изобразительных способностей детей. Работами детей украшены интерьеры группы, приемной. Образцы творчества представлены на полочке красоты (слайд №6).

Центр музыкального развития знакомит детей с элементарными основами музыкального искусства, воспитывает музыкальную культуру, формирует музыкальные способности: слух, память, творчество, чувство ритма в пении и движении (слайд №7).

Большой популярностью у детей пользуется уголок природы, экспериментальной и исследовательской работы. Здесь представлены природные материалы, различные коллекции, оборудование для экспериментально-исследовательской деятельности, дидактические игры: экологические, познавательные, макеты, альбомы. Соответствующие оборудование и материалы доступны детям и позволяют самостоятельно проводить эксперименты, моделировать игры (слайд № 8).

Трансформируемость пространства позволяет изменять развивающую предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Например, часть центра театрализации может стать: ширмой для показа кукольных спектаклей, местом уединения, примерочной кабинкой при организации сюжетно-ролевой игры «Ателье», частью медицинского кабинета при организации сюжетно-ролевой игры «Больница» (слайд №9).

Полифункциональность открывает множество возможностей для использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Например: при развитии математических представлений был использован материал из уголка природы, оборудование из центра физического развития применяется при формировании речевых способностей детей, макеты зданий дополнили сконструированные детьми модели, для организации сюжетно-ролевой игры «Почта» были использованы материалы из центра познавательного развития и ПДД (слайд»10).

В центре патриотического воспитание собраны наглядные дидактические пособия и материалы, книги, открытки, альбомы, иллюстрации для воспитание любви и привязанности к своей семье, детскому саду, городу; знакомства с символами государства (герб, флаг, гимн); формирования элементарных знаний о правах человека. Для развития познавательной активности «информация», заложенная в среде, не обнаруживает себя сразу полностью, а побуждает ребенка к её поиску. С этой целью в группе имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов

(слайд № 11).

Насыщенность РППС группы обеспечивается большим разнообразием атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Почта», «Шоферы», «Пожарные», «Строители», «Мастерская», «Ателье», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Фотоателье», «Туристическое агентство» (слайд №12, 13).

В центре безопасности размещаются материалы по ПДД, пожарной безопасности, безопасности в быту и в жизни. Сюда входят дидактические игры, пособия, иллюстрации, макеты, атрибуты для обыгрывания и т. д. (слайд №14).

C большой любовью руками детей, воспитателей и родителей в группе оформлен уголок по основам православной культуры. Здесь собран материал по приобщению детей к истокам русской народной и православной культуры: иллюстрации и тематические папки, художественная литература, рисунки детей, русские игрушки, различные макеты, дидактические игры и многое другое. С помощью режиссерской игры реализуются задачи духовно-нравственного воспитания (слайд №15).

Насыщенность центра физического развития располагает к двигательной активности и приобщает к здоровому образу жизни. Для игр подобраны наборы предметов: для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики; для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием; для игр и упражнений с прыжками; настольные и напольные игры; атрибуты для подвижных народных игр (слайд №16)

Различные виды труда способствуют развитию трудовых навыков и умений, воспитывают положительное отношение к труду. Это реализуется в следующих направлениях: Дежурство по столовой, Дежурство в уголке природы, Дежурство по занятиям, ручной труд, коллективный труд на участке (слайд №17).

В группе организован центр познавательного и речевого развития детей, материалы которого постоянно пополняются и варьируются с учетом педагогического процесса и познавательных интересов детей (дидактические игры, наборы предметных и сюжетных картин, картотеки, материалы и оборудование для сенсорного развития детей, конструкторы и т. д.). Здесь же располагаются атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и полочка «умных книг» (слайд №18).

Для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка в группе имеются индивидуальные планшеты с необходимым набором материалов и продуктами творчества детей (слайд №19).

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию (слайд №20)

За организацию развивающей предметно-пространственной среды наша группа получила 1 место в городском конкурсе.

Публикации по теме:

«Индивидуальный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС»«Индивидуальный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС» Организация образовательного пространства для всестороннего развития обучающихся с учетом его индивидуальных способностей и возможностей,.

Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе Колобок в соответствии с ФГОС» Насыщенность среды Насыщенность среды.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды на средней группе в соответствии с ФГОС ДО. В соответствии с п. 3.3 ФГОС дошкольного.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОС Я хотела бы представить вашему вниманию развивающую среду нашей группы, организованную и подобранную по принципам тематизма, трансформируемости,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в МОУ Михалёвской СОШ средней группы В средней группе при.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группе Готовя группу к новому учебному году, я тщательно продумывала организацию предметно-пространственной среды. Ребята переходят из старшей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС до I. Вводная часть 1. Актуальность: Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Опубликовано: 15 октября 2015 в 22:31
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД