МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение (1 фото)

Ольга Дубяга
Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Мы с детства сталкиваемся с тем, что тревожность является наиболее опасным из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение тревожности у дошкольников весьма актуальна.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение» размещена в разделах

Эмоциональная сфера проявляется, как специфические субъективные переживания ребенка. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Особенно, если ребенок проходит период реабилитации после длительного и серьезного заболевания.

Актуальность.

Для устранения тревожности и страхов применяется определенным образом направленное творчество. В большой степени это относится к страхам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Творя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

С помощью творческого самовыражения можно устранить страхи, имеющие преимущественно конкретный и, главное, графически воспроизводимый характерИзобразительное творчество выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Количество занятий, деятельность

Продолжительность арт-терапевтических деятельности зависит от индивидуальных особенностей ребенка от 30 минут до 1 часа, частота занятий —два раза в неделю, общее количество занятий 64.

Если ребенок активен, любознателен, расположен к творчеству и достаточно мотивирован, то занятие может быть дольше. В этом случае необходимо варьирование техниками и формами работы, в том числе могут быть использованы элементы игровой и музыкальной терапии, работа с повествованиями (сказкотерапия, другие варианты творческой работы.

Методы и техники, используемые в программе:

•Дыхательные техники.

•Релаксация.

•Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

•Концентрация.

•Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

•Функциональная музыка.

•Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

•Игротерапия.

•Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

•Телесная терапия.

•Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

•Арт-терапия.

•Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Для устранения тревожности и страхов использовались следующие направления арт-терапии:

-музыкальная терапия, сказкотерапия и игровая терапия, которые способствуют творческому самовыражению;

-крупотерапия и пескотерапия, которые позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей

-пластилинография, которая способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление.

Содержание программы.

Арт-терапевтическое сопровождение является необходимым в работе с ребенком старшего дошкольного возраста для стимулирования интереса к творчеству, поощрения желания ребенка создавать. Он может проявлять себя самым разнообразным образом. Педагог-психолог во время проведения занятий расширяет кругозор ребенка в различных сферах самовыражения за счет взаимодействия с различными материалами, работа с которыми сама по себе привносит терапевтический эффект.

Наряду с различными изобразительными материалами и способами работы с ними, в процессе арт-терапевтических занятий, с учетом психофизических особенностей малышей, могут применяться иные искусства и формы творческого самовыражения, связанные с элементами музыкальной терапии, повествовательной (нарративной) терапией, драм-терапией и т. д. Подобные формы арт-терапевтической работы нередко называют интегративным направлением в арт-терапии или мультимодальной арт-терапией.

Так, в процессе совместной деятельности нами нередко используются элементы пассивной и активной музыкотерапии. Музыка воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик. Если человек выразит свои чувства, слушая музыку, или реализует их с помощью инструмента, этим он снимет внутреннее напряжение, и измененные вибрации организма помогут ему разрешить все его проблемы. Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки «обеспечивается путем выхода ребенка из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы».

Музыка способствует активизации воображения и вызывает эмоциональный отклик. Во многих случаях звучание музыки во время занятий ребенка изодеятельностью помогает снять напряжение и позволяет достичь большей спонтанности и свободы самовыражения. Арт-терапевт предлагает ребенку выбрать и включить музыку.

Элементы повествовательной терапии (сказкотерапии) и игровой терапии. В процессе арт-терапевтических занятий может применяться различный повествовательный материал — сказки, истории, стихотворения. В основе сказки, как правило, лежит метафора. Метафора — это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. Так, посредством сказочных метафор удается затронуть и организовать разные аспекты психического опыта ребенка. Чтение сказки или стихотворения до начала изобразительной деятельности также помогает оживить воображение и придать творческой активности ребенка определенную направленность. Иногда на занятии ребенку предлагается после прослушивания сказки «проиграть» ее с помощью маленьких игрушек. Элементы песочной терапии. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов естественной творческой активности ребенка. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Данное направление работы с ребенком может включать в себя пересыпание песка, создание хаотичных композиций из песка и предметов или создание своего песочного мира.

Использование фотографии. В работе с детьми можно использовать фотографии в качестве стимульного материала для творчества. Тематика сюжетов, запечатленных на фотоснимках, различна (в основном это виды природы, элементы городской жизни, что дает ребенку расширить свой кругозор.

Второй вариант работы с фотографией — это запечатление специалистом ребенка в процессе арт-терапевтической деятельности с последующим просмотром отснятых снимков или видеоматериала вместе с ребенком в конце сессии. На наш взгляд, предоставление малышу возможности посмотреть на себя в момент творчества очень важно для самосознания ребенка, его самооценки, расширения границ своих возможностей.

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Цель:

коррекция тревожности и страха у ребенка старшего дошкольного возраста, проходящего период реабилитации методами арт-терапии.

Столкнувшись с такой проблемой ребенка, были поставлены следующие

задачи:

•анализ научной литературы по теме коррекции тревожности и страха у ребенка старшего дошкольного возраста;

•определение уровня тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста;

•составление и проведение коррекционной программы для донного ребёнка по снижению страхов и тревожности.

Условия планирования и проведения занятий педагога-психолога по арт-терапии с данным ребенком:

•педагог-психолог должен находиться на одном уровне с ребенком (глаза в глаза);

•необходимо постоянно обогащать сенсорный опытребенка, поскольку это способствуетразвитию мышления, воображения;

•поддерживать интерес ребенка к арт-терапевтическим занятиям за счет разнообразныхматериалов, техник, присказок, которые могут стать своеобразным ритуалом, помогающим организовать и завершить процесс работы;

поддерживать положительное эмоциональное общение (эмпатия, сотрудничество, поощрять ребенка в его деятельности (хвалить процесс деятельности, результат, давать возможность погордиться работой — вывешивать, показывать другим).

Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение
Публикации по теме:

«Наши эмоции». Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста«Наши эмоции». Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые,должны передавать.

«Эмоциональный комфорт детей в семье» • Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации. • Эмоции ребенка - это послание.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение
Опубликовано: 24 октября 2014 в 19:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа с ребенком ОВЗ, не посещающим дошкольное образовательное учреждение» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дубяга (УИ 103823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД