Получи документы

Краеведческая работа в детском саду

Валерия Витальевна Орлова
Краеведческая работа в детском саду

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребенка начинается с ощущения родного края,земли на которой он родился и вырос. Вот почему немаловажное значение приобретают в настоящее время проблемы экологического краеведения - всестороннее познание природы родного края и ответственное отношение к ней.

Публикация «Краеведческая работа в детском саду» размещена в разделах

В современных условиях под краеведением понимается комплекс научных дисциплин разных по содержанию и частным методам исследования, но в целом ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: В законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.

Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность на воспитателя, ведь его главная задача состоит в том, чтобы знания, передаваемые детям, в конечном счете, стали основой духовности, правильного эмоционально-го восприятия окружающей действительности.

Одним из первых условий успешной краеведческой работы в детском саду будут глубокие знания самими воспитателями истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала во всех видах деятельности с детьми : - специально организованной (занятия познавательного цикла (игры-занятия, игры- эксперименты и т. д.); - совместной (экскурсии, проблемные ситуации, исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность, интегрированные занятия, акции природоведческого характера и т. д.); - самостоятельной (игровая, трудовая, общение и т. д.). Важное условие успешной работы по краеведению - перспективное планирование краеведческой работы во всех возрастных группах детского сада с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей.

Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребенка. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого- волеологическому, нравственно- патриотическому и эстетическому развитию детей.

Развивающая эколого-краеведческая среда состоит из следующих базовых компонентов: экологический кабинет (живой уголок, лаборатория, библиотека, зона коллекций); краеведческая комната, земельный участок (зоны наблюдений, экспериментов, экологическая тропа и т. п.).

Главная цель работы по краеведению - способствовать воспитанию чувства национальной гордости, воспитанию любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, характерных для определенного дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:

1. Формировать первичные представления о себе и своей семье.

2. Дать первые представления о родном поселке.

3. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.

4. Воспитывать уважение к труду взрослых.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

1. Познакомить детей с основами истории, географии, биологии, культуры родного поселка, района, области.

2. Способствовать развитию склонности детей к элементам исследовательской деятельности.

3. Способствовать формированию навыков природоохранной деятельности.

4. Стимулирование детей к отражению полученных знаний о своей Родине в творческой и практической деятельности.

Предметами и объектами изучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются: я и моя семья, мой дом, моя улица, мой детский сад, мой поселок, родная страна, растительный и животный мир, неживая природа, времена года, наши праздники, интересные люди.

Старшие дошкольники изучают : географическое положение, символику родного края, историю, промышленность, сельское хозяйство, природные зоны, растительный и животный мир, водоемы, почву, климатические условия, природные достопримечательности, интересные места, интересных людей.

Основные формы организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Основными формами работы с детьми дошкольного возраста по краеведению являются :

- чтение художественных и познавательных текстов,

- рассказы воспитателя,

- игры,

- встречи с интересными людьми,

- экскурсии,

- просмотры видеофильмов,

- практические работы,

- викторины,

- праздники.

В эколого- краеведческой работе с детьми используются методы, рекомендованные кандидатом педагогических наук Николаевой С. Н. :

- метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ ; - наблюдение; - метод отраженной природы (изодеятельность, конструирование, музыкальное воспитание и т. д.); - словесно-литературный (диалог, монолог воспитателя, логическая беседа).

Так же используются специфические методы (Ясвин, Дерябо) : отождествление, эмпатия, рефлексия, ретуализация, метод экспектации (отражение).

В работе с детьми по краеведению широко применяются : - частично - поисковые и эврестические методы, использующиеся для подготовки дошкольников к самостоятельному решению познавательных проблем;

- исследовательские методы- способы организации поисковой творческой деятельности по решению новых для них познавательных проблем;

- метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);

- метод самостоятельной познавательной деятельности;

- метод социального проектирования- система интегрированных процедур в образовательном процессе.

Одним из немаловажных условий в краеведческой работе является тесная взаимосвязь с родителями, активное включение их в педагогический процесс (родительские собрания, участие в акциях, творческие конкурсы, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах и т. п.).

Благодаря совместной работе дети начинают воспринимать родителей как друзей и союзников, с которыми надежно и интересно. Родители, участвующие в мероприятиях учатся понимать чувства ребенка, его точку зрения, видеть его возможности.

Установление прочных связей с социумом значительно повышает уровень краеведческой работы. Внешние связи должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов. В рамках осуществления взаимодействия с социумом воспитанники:

- посещают музеи, библиотеки, школы;

- участвуют в конкурсах (поселковых, районных, Всероссийских);

- участвуют в спортивных соревнованиях;

- встречаются с интересными людьми края.

Грамотно организованная краеведческая работа позволит детям получить большой запас знаний, почувствовать себя активными участниками в жизни края и поможет искренне полюбить свою Родину.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Работа по ОБЖ в детском саду»Фотоотчет «Работа по ОБЖ в детском саду» Ни для кого не секрет, что на дорогах России каждый год гибнут взрослые и дети. Количество дорожно-транспортных происшествий.

Фотоотчёт «Сретение Господне. Духовно-нравственная работа в детском саду»Фотоотчёт «Сретение Господне. Духовно-нравственная работа в детском саду» Духовно - нравственная работа в детском саду «Оброчинский детский сад №2». «Сретение Господне» Церковь празднует сегодня Праздник Сретения.

Итоговая работа «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» •В начале 2015г в МБДОУ №95 города Норильск решено было создать в группе «Умка» собственный фольклорный мини-музей «Русская изба». В «русской.

Пение — путь к здоровью. Вокально-хоровая работа в детском саду “Пение – путь к здоровью. ” Вокально- хоровая работа в детском саду. “ Музыка начинается с пения. ” Курт Закс Россия издавна славилась хоровыми.

Работа по ПДД в нашем детском садуРабота по ПДД в нашем детском саду Наш детский сад «Колосок» расположен на живописном берегу Маныча в хуторе Дальний. В течении всего года сотрудники нашего детского сада.

Работа по взаимодействию с родителями в детском саду с целью создания единого образовательного пространства. Актуальность Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.

Работа с иллюстрациями в детском саду Работа с иллюстрациями в детском саду Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит.

Работа с родителями в детском саду — фотоотчетРабота с родителями в детском саду — фотоотчет Стенгазета- это один из интереснейших способов работы с родителями. Это направление очень эффективное, так как вызывает много положительных.

Шефская работа в детском саду-фотоотчетШефская работа в детском саду-фотоотчет Шефская работа – важная составляющая воспитательного процесса не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Она направлена.

«Молодой воспитатель в современном детском саду-это…». Творческая работа на конкурс «Педагогический дебют-2017» Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческая работа в детском саду
Опубликовано: 3 августа 2017 в 17:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД