Еремина Юлия
Основная образовательная программа ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация образовательной Программы
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада № 4 «Ромашка» станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (далее МДОБУ № 4) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2016, на основе Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», одобренной решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 01 июля 2021 №2/21, особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.
Публикация «Основная образовательная программа ДОУ» размещена в разделах
Основная образовательная программа МДОБУ № 4 является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса.
Название программы, автор Статус Примечание
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М. :
МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 Основная образовательная
Программа дошкольного образования (авторская вариативная)
Реализуется в группах общеразвивающей направленности в течение всего пребывания ребенка в детском саду
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. Программа психолого-педагогических занятий Усиливает разделы «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Реализуется педагогом-психологом на фронтальных занятиях в группах общеразвивающей направленности
Региональная образовательная программа «Все про то, как мы живем» /Романычева Н. В. : ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, 2018 г. Региональная образовательная программа нравственно-патриотического воспитания Усиливает реализацию регионального компонента. Реализуется в кружковой деятельности в смешанной дошкольной группе (5-7 лет)
Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, 2009г.
Парциальная программа художественно-эстетической направленности Программа усиливает разделы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Категории детей, на которых ориентирована Программа
В МДОБУ № 4 функционирует 4 группы:
- 3группы общеразвивающей направленности (10,5 часовые)
- 1 группа раннего возраста (2 до 3 лет)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает также изучение региональной культуры Краснодарского края, отражающей специфику национально-культурных, климатических, географических, исторических условий, через организацию разнообразной совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребенка, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с родителями воспитанников.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке – государственном языке России. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания воспитанников в МДОБУ № 4.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Деятельность МДОБУ № 4 по взаимодействию с семьей осуществляется в соответствии со статьями 28, 29,44, ФЗ «Об образовании в РФ» и требованиями ФГОС дошкольного образования и строится на принципах сотрудничества и партнерства.
В основу совместной деятельности семьи и МДОБУ № 4 заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребенка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье.
Ведущая цель взаимодействия МДОБУ№ 4 с семьями воспитанников - сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основные задачи взаимодействия детского сада и семьи:
постоянно изучать запросы и потребности семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;
повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по актуальным вопросам воспитания и развития дошкольников;
убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребенка дошкольного возраста;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях, организуемых в детском саду и городе.
Система взаимодействия с родителями включает:
ознакомление родителей с результатами работы МДОБУ № 4 на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни детского сада;
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Педагоги МДОБУ № 4 активно используют в практике работы с семьей как традиционные, так и инновационные формы.
Формы работы с семьей: участие родителей в жизни ДОУ
В проведении мониторинговых исследований
-Анкетирование
-Социологический опрос
- Интервьюирование
-«Книга жалоб и предложений»
В создании условий - Участие в субботниках по благоустройству территории
- Помощь в создании предметно-развивающей среды
- Оказание помощи в ремонтных работах
В управлении ДОУ - Участие в работе попечительского совета, родительского комитета, Совета ДОУ; педагогических советах, в работе бракеражной комиссии.
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей
-Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фотоколлажи «Из жизни группы», фотогазеты и др.)
- Информация на сайте МДОБУ № 4
- Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции, круглые столы
- Распространение опыта семейного воспитания
- Родительские собрания
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения
родителей в единое образовательное пространство
- День открытых дверей.
- Совместные праздники, развлечения.
- Встречи с интересными людьми.
- Семейные вечера.
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах.
- Социальные акции
- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
Результаты освоения Программы
Обязательная часть Программы.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни, ранний (от 1 года до 3лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Целевые ориентиры в младенческом возрасте
К концу первого полугодия жизни ребенок:
– обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;
– проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее.
К концу первого года жизни ребенок:
– активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям;
– активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;
– во взаимодействии с взрослым пользуется разнообразными средствами общения : мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;
– охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;
– стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки и пр.);
– проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте :
К трем годам ребенок:
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
К семи годам:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты образовательной деятельности на этапе завершения Программы духовно-нравственного воспитания «Все про то, как мы живем» Романычевой Н. В. :
Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Ребенок проявляет познавательный интерес к окружающему миру, интересуется причинно-следственными связями, проявляет эмоционально-оценочное отношение к реальным поступкам, событиям с учетом культуры и традиций Краснодарского края.
Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, человеколюбия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, сохранение духовно-нравственного здоровья и др. Проявление позитивного отношения ребенка к окружающему, другим людям и самому себе. Ответственность за свои дела и поступки. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.
Усвоение ценностей православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, подвигам народных героев, святости, благоговейному отношению к святыням, бережному отношению к миру.
Сформированность представлений об особенностях и традициях семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину, её достижения; ребёнок обладает начальными знаниями о себе, своей семье, улице, станице, крае, стране. Использует полученные знания в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает основные культурные традиции Кубанского казачества.
Планируемые результаты образовательной деятельности на этапе завершения Программы «Цветные ладошки» Лыковой И. А. :
В рисовании – умение в совершенстве рисовать гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа.
В лепке – способность создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы и приемы лепки.
В аппликации – умение самостоятельно выбирать разные способы создания выразительного образа, совершенствовать содержание и технику прорезного декора, умение вырезать ленточным способом для получения многофигурных симметричных изображений, умение выполнять аппликацию из ткани, природного материала.
К пяти годам К шести годам На этапе завершения дошкольного образования
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи Создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняет узоры по мотивам народного декаративно-прикладного искусства. Ребенок обладает развитым воображением, различает виды изобразительного искусства. Называет основные выразительные средства произведений искусства
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы «Цветик - семицветик» Н. Ю. Куражевой
В ходе реализации программы будут получены следующие результаты:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.