Лучший педагог года

Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой»

Наталья Нестеренко
Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой»

Краткосрочная дополнительная образовательная программа

художественной направленности «Стань Звездой»

Пояснительная записка

Музыкальное искусство - важнейшее средство воспитания, которое оказывает содействие развитию личности школьника, постижению духовных ценностей, накопленных человечеством, привлечению к мировой художественной культуре. Усвоение достижений мировой культуры происходит в процессе активной музыкальной деятельности учащихся, с использованием разных путей познания музыкального искусства (а через него окружающего мира и самого себя).

Публикация «Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности „Стань Звездой“» размещена в разделах

Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности, является модифицированной, на основе учебного пособия "Основы эстрадного вокала" педагога дополнительного образования Кузьгова Р. Ж., Павлодар, 2012.

В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приё мов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. В программе уделяется внимание изучению задатков музыкального мира ребенка, его запросов, интересов, способностей. Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляются на протяжении всех уровней.

В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально - художественной деятельности в процессе обучение детей пению.

Новизна программы вокального кружка «Поющие Звёзды» заключается в следующем: программа позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитанников. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии. Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Основные идеи и цели системы дополнительного образования детей здесь представлены с учетом современных требований к образовательному процессу, и состоят в следующем:

- содействие личностному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

- ориентация индивидуальных особенностей ребенка на бережное отношение к голосовому аппарату, сохранение и приумножение таких важных качеств, как индивидуальность, инициативность, фантазия, самобытность;

- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;

- сохранение и охрана здоровья детей;

- патриотизм.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Так же актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии школьников, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Кроме того, в настоящее время к числу актуальных проблем относятся:

-создание условий для развития ребенка;

-создание условий для творческой самореализации ребенка, путем воплощения собственных идей и достижения определенных результатов.

Творчество долгое время связывали лишь с особо одаренными личностями. Однако это утверждение ныне признано ошибочным. Способностью творить в той или иной мере обладает каждый человек. Суть программы в том, чтобы каждый обучающийся открыл для себя принципиально новый уровень творческой свободы, пережил личное чувство вдохновения и осознал себя настоящим артистом, владеющим своим голосом. Через обучение вокальному творчеству программа создает основу для развития творческой личности в целом: активность воображения, фантазии, способность самовыражения необходимы человеку в любых видах деятельности.

Комплексный подход к воспитанию учащихся, который реализуется в синтезе различных видов учебной деятельности, адекватных специфике эстрадного жанра, в интеграции данной программы с общешкольным обучающим курсом достаточно актуален. Педагогическая целесообразность программы предполагает прослушивание обязательного минимума аудиозаписей известных зарубежных и отечественных исполнителей с целью знакомства с правилами эстрадного пения.

Особенностью программы является не только эстетическое воспитание детей, но и получение подрастающим поколением полного объема профессиональных знаний и навыков. Программа ориентирует учащихся на следующие специальности в будущем:

-учитель музыки в школе;

-педагог вокала;

-артист-вокалист.

Таким образом, программа эффективно выстраивает педагогическую работу по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Цель программы –формирование и развитие творческого потенциала ребенка через стимулирование вокального творчества и общение с высокохудожественными образцами вокального искусства. Овладение учащимися музыкальными знаниями, умениями и навыками эстрадного и классического вокального пения, развитие слуха, голоса, музыкальных и творческих способностей, повышение эффективности результатов учения и обучения учащихся путем формирования и совершенствования у них общеучебных умений и навыков, организация их самостоятельности в кружковой деятельности, развитие наклонностей, способностей и творческой одаренности, воспитание духовности и общей культуры школьников.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих задач.

Обучающие:

• формировать у учащихся потребность в общении с вокальным искусством; просмотром и прослушиванием вокальных произведений в исполнении именитых исполнителей, развивать художественный вкус через активизацию процесса эмоционально-образного восприятия произведений;

• содействовать становлению индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать, изобразить посредством голосового аппарата многообразный вокальный мир;

• расширить круг эстетических интересов учащихся, их кругозор.

• содействовать воспитанию культурного, творческого человека, патриота и нравственной личности через постижение духовного содержания текстов песен, воспитывать отношение к исполнению на сцене как к поступку.

• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы

• самоконтроля;

• сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

• Развивающие

• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

• расширить диапазон голоса;

• развить умение держаться на сцене

Воспитательные:

• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои специфические особенности, благодаря которым происходит влияние на развитие детей. В процессе восприятия развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка. Наблюдение динамики музыкального образа предопределяет формирование умственных операций - сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Пение, как один из видов исполнительской деятельности, оказывает содействие развитию голосового аппарата, выработке правильной осанки и дикции детей.

Для того чтобы стать автором художественного образа на сцене, создать просто хорошего слуха и голоса мало. Певец-вокалист не только подмечает какие-то конкретные, неповторимые методы исполнения того или иного произведения у именитого исполнителя. Он «открывает» через них в песне внутреннюю жизнь, родственную его собственной внутренней жизни. Вот поэтому нужно научить детей через внешние признаки «видеть» внутреннее состояние «артиста», его характер.

Эта работа может проводиться в форме коллективного этюда, когда под руководством педагога группа работает над одной творческой задачей, и в этой работе происходит реальное распределение позиций: один ребенок раскрывает замысел песни, другой - сочиняет как бы «канву» музыкального образа, третий- рецензирует услышанное и увиденное, оценивает создаваемую общую картину предлагаемого произведения и помогает ее совершенствовать.

Другой тип работы – наблюдение за художественным текстом произведения.

Художественный текст выступает как некая «вторичная» реальность, уже трансформированная по законам искусства. Всматривание, вслушивание, видение конкретно-чувственного мира, его внешних признаков внутренней жизни происходит в процессе акцентного проговаривания текста, а если этот текст на иностранном языке, то обязательный его перевод дословно, подстрочно и художетвенно. Потом обязательный этап – обсуждение.

Третий тип работы – освоение теоретических знаний. Но они вводятся только тогда, когда их отсутствие не позволяет решить практическую творческую задачу. Только тогда теоретические знания приобретают личностный смысл, выступают не формально, а содержательно. Исходное отношение данного курса ориентирует учеников на воссоздание своей точки зрения в процессе пения и на выражение своей точки зрения в процессе исполнения на сцене.

Четвертый тип работы –умение анализировать выступление ансамбля после концерта. То есть – отзыв, приводит к новому слиянию позиций: исполнитель- автор- артист- вокалист. В работу просто исполнителя вплетается работа «артиста», который должен «оформить» вокальное умение мнение в законченное произведение Это очень трудный вид работы, но он позволяет развивать очень важное качество – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность.

Основу программы составляют следующие методологические идеи:

1. Использование произведений мировой художественной культуры (культура различных народов на примере изучения песен этих народов и слушания музыки, написанных в ту, или иную эпоху).

2. Занятия по хореографии – обязательны для всех уровней, т. к. певец должен уметь красиво не только стоять на сцене, но и двигаться в соответствии с замыслом и характером исполняемого произведения.

Воспитательная работа

Планируя воспитательную работу в ансамбле,педагог создает условия для формирования у воспитанников следующих ценностных установок :

• идея овладения голосом, свободой звукоизвлечения для самовыражения, для осуществления своих жизненных идеалов задач;

бережное и ответственное отношение к исполнительству на сцене как к поступку;

• творческая деятельность как необходимая составляющая жизни каждого человека; любовь к родной земле, к своей малой родине.

3.

Детское творчество требует к себе особого, деликатного отношения. Поэтому нужно создать особую атмосферу общения детей, атмосферу теплоты, человеческих отношений. Педагог задает «эталон» отношений, воспитывающих на конструктивную критику, оберегающих достоинство ребенка. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок, уничижительной оценки взрослого или сверстника. Нужно таким образом строить межличностные отношения детей и взрослого, чтобы прежде всего возникала мотивация и положительные эмоции по поводу происходящего в рамках курса общения.

На занятиях вокала нужно готовить учеников к тому, что все они могут добиться желаемого результата благодаря своему трудолюбию. В будничных уроках поют все дети, без исключения, а вот на исполнение сольных произведений на концертах отбираются лучшие, а точнее сказать, те кружковцы, которые удачнее других показали себя во время занятий.

Программа предусматривает творческую конкуренцию – на этом основывается вся система знаний.

Планируемые результаты:

• уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;

• обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;

• испытывать потребность к певческой деятельности.

петь в диапазоне: первые голоса – ля м. октавы – фа # — 2-ой октавы; вторые — фа # м. октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м. октавы – ре 2-ой октавы;

• петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;

• знать правила охраны голоса в предмутационный период;

• уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;

• уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;

• работать над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения – фразировкой, агогикой ( сопоставление двух темпов: замедление, ускорение, фермата, динамической нюансировкой.

• работать над выразительностью сценического образа передаваемого через мимику, жесты пластику движений.

• иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;

• быть настойчивым, выдержанном, целеустремлённым и трудолюбивым.

Формы подведения итогов:

Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.

Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т. д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.

Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.

Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.

Для подведения итогов реализации краткосрочной дополнительной образовательной программы художественной направленностиежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.

Учебно-тематический план

№ Тема

Общее количество часов Форма аттестации

1. Вводное занятие. Диагностика музыкальных способностей. Дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Ладоинтонационная работа 1

2. Импровизация. Работа над постановкой голоса. Работа с микрофоном 1

3. Хореография. Слушание музыки.

Работа над метроритмом. Вокально-хоровая работа. 1

4. Целостность музыкально-сценической постановки произведения с учетом полученных знаний и умений.

Беседы об искусстве, прослушивание музыки, посещение концертов, театров, просмотр театральных постановок 1 Участие в концертной деятельности

Методическое обеспечение образовательной программы

Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определё нная последовательность основных форм занятий с воспитанниками:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;

- практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания;

- занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей;

- занятие – экскурсия – посещение выставок, музея, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов;

- заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих детей, педагогов, родителей).

Методы и приёмы вокальных занятий

1. Демонстрационный.

2. Словесный.

3. Метод наблюдений.

4. Метод упражнений.

Средства, необходимые для реализации программы

Методические материалы включают в себя:

- библиотеку, содержащую справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическую литературу и вокально-хоровую литературу;

- хрестоматии музыкальных произведений и песен для слушания и разучивания;

- песенники;

- методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами – вокалистами.

Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:

• - видеотека;

• - фонотека;

• - тематические стенды;

• - - папки с буклетами «Шедевры мировой классической музыки»;

• - репродукции картин русских художников;

• -Записи ансамбля номеров разных лет

Материально-техническую базу группы представляет кабинет вокала и актовый зал, которые на данный момент полностью укомплектованы необходимым оборудованием:

• фортепиано;

• музыкальный центр;

• DVD – проигрыватель;

• телевизор;

• столы, стулья;

• СД проигрыватель;

• радиомикрофоны;

• компьютер;

• мультимедийный проектор;

• микшер.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное кружево. Квиллинг» I Пояснительная записка Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Весёлая акварелька» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага»Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага» Нажия Азисова. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная бумага" Возраст обучаемых: 3-4 года.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажные фантазии» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшего.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по бисероплетению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №36 «Яблонька» Принята на заседании Педагогического Совета.

Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудесная мастерская» Программа «Чудесная мастерская» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, по функциональному предназначению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой»
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 18:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД