Лучший педагог года

Круглый стол для педагогов и родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ»

Нина Шолмова
Круглый стол для педагогов и родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ»

Круглый стол для педагогов и родителей

«Применение здоровьесберегающих технологий

в семье и в ДОУ»

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Публикация «Круглый стол для педагогов и родителей „Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ“» размещена в разделах

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо :

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

• Игры – релаксации.

• Разные виды массажа.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

- поглаживание,

- растирание,

- лёгкое надавливание,

- пощипывание,

-похлопывание,

- сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

- катание одного грецкого ореха или шарика,

- катание ребристого карандаша,

- имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,

- сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам, от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трё х типов упражнений:

- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

- Самомассаж ладоней.

- Самомассаж пальцев рук.

Массаж стоп ног называется индийским.

На подошве масса кожных рецепторов, около 72 тысяч нервных окончаний через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры.

Согласно учению йоги, ноги – это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже особое внимание следует уделить большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы.

Артикулярный массаж

Массаж ушных раковин - артикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Воздействуя на 170 известные сегодня точки можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Широко внедрён в практику, применяется ежедневно и всю жизнь.

Самомассаж лица

Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

• Элементы упражнений йоги.

• Привитие детям гигиенических навыков.

• Простейшие навыки оказания первой помощи.

• Физкультминутки во время занятий.

• Функциональная музыка.

• Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

• Массовые оздоровительные мероприятия.

• Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

• Пропаганда здорового образа жизни.

• Консультации.

• Индивидуальные беседы.

• Выступления на родительских собраниях.

• Распространение буклетов.

• Выставки.

• Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

• Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.

• Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

• Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и развивающей среды.

• Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.

• Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

• Подбор картотек.

• Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду создаются условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, которые оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Для каждой возрастной группы составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.

В каждый вид деятельности включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются :

• Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.

Роль движений в развитии и здоровье человека велика. Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнью.

Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Адаптированные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать. К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.

Когда ребенок заболевает, это становится бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, мы всеми силами стараемся ребенку помочь. Ограничение движений (ребенок болеет – ему нужен покой, или он только что выздоровел) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений. В результате этого могут возникнуть расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабевает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ослабевает организм в целом, а это ведет к частым заболеваниям.

Игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

В результате использования лечебных игр, мы не только оздоравливаем детей, но способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта. Но стоит учитывать, что оздоровительный эффект от игр, упражнений возможен лишь при проведении частых, длительных занятий (в течение 3-4 месяцев, по 2-3 раза в день).

Общие рекомендации по проведению игр

Во время болезни стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.

Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.

Игры проводить в течение 3-4 месяцев 2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т. е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой, и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.

Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки, которые могут отвлечь.

Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.

Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.

Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.

Если вы один и вам сложно проводить занятия в течении 3-4 месяцев, то можете договориться с другими родителями и делать это по очереди, командой (3-4 участника).

Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут

Критерии усталости организма у ребенка во время игры

Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, ссорится с другими участниками, или, наоборот, вялый, отвлекается.

Движения выполняет нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.

Кожа сильно покраснела или побледнела, небольшая синющность под глазами.

Ребенок сильно потеет, особенно лицо

Пульс и дыхание учащены.

Чтобы снизить нагрузку, снять психоэмоциональное напряжение вам следует:

- уменьшить время занятий;

- уменьшить количество повторений одной и той же игры;

- упростить сюжет игры;

- изменить исходное положение во время игры (лежа или сидя);

- чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения

- снизить требовательность к точности и координации движений;

- голос сделать более мягким, повествовательным, а не командным;

- использовать негромкую, мелодичную музыку.

• Проведение закаливающих процедур.

В нашем ДОУ ежедневно во всех группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Формы закаливания:

• – четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;

• – режим проветривания;

• – соблюдение режима прогулок;

• – не перегревающая одежда ребенка;

• – гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);

• – утренний прием детей на свежем воздухе;

• – подвижные игры и физические упражнения на воздухе;

• – утренняя гимнастика;

• – физминутки;

• – гимнастика после дневного сна;

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.

Гимнастика после дневного сна помогает в комплексе решить оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, а также сохранение и укрепление здоровья.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в самом полном объеме.

Решение образовательных задач направлено на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.

Содержание гимнастики после дневного сна составляют упражнения, рекомендованные программой, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

При составлении комплексов учитывается вариативность видов гимнастики:

- гимнастика игрового характера;

- гимнастика, построенная на играх со словами в движении;

- гимнастика по определенной тематике («Цветы», «Насекомые», «На речке» и т. д.);

- гимнастика «Алфавит телодвижений».

Можно включать упражнения на дыхание направленные на укрепление дыхательной мускулатуры с целью повышения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям и упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Частая смена движений, различная нагрузка, чередование развлекающих движений позволяет сохранить интерес у детей к выполнению упражнений на протяжении всего времени.

Гимнастика начинает выполняться в постели, поверх одеяла. Комната должна быть хорошо, проветренной и иметь температуру 19 – 17 градусов.

• – хождение по массажному коврику босиком;

• – использование нетрадиционного спортивного оборудования во время гимнастики и физических занятий;

• – витаминизация;

Принципы здоровьесберегающих технологий :

• “Не навреди!”

• Принцип сознательности и активности.

• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

• Принцип доступности и индивидуальности.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни :

• Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.

• Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.

• Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.

• Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

• Рациональное питание.

• Оптимальная двигательная активность.

• Соблюдение режима дня.

• Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Формы работы, используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи :

– открытые занятия с детьми для родителей;

– индивидуальные беседы с родителями;

– общие и групповые родительские собрания;

– выставки детских работ изготовленные совместно с родителями;

– участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;

– совместное создание предметно-развивающей среды;

– коллективная трудовая деятельность (оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок).

Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.

В нашем ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами которой является:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровьесберегающей жизни.

3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ :

– подвижные и спортивные игры;

– релаксация;

– гимнастика пальчиковая;

– гимнастика дыхательная

– гимнастика для глаз;

– коммуникативные игры;

– танцы и музыкотерапия.

-подвижные игры, направленные на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения.

-игры, комплексы упражнений, лечебная гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Нарушения осанки часто встречаются у детей при хронических заболеваниях как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети, как правило, неловки, неуклюжи, физически неразвиты. Уже в 4 года у детей отмечаются нарушения осанки, которые к 7 годам встречаются у каждого третьего ребенка. Этот дефект сказывается отрицательно не только на внешнем виде (сутулые спина и плечи, опущенная голова, но и на состоянии прикуса (смыкание челюстей, работе сердца, легких, желудка, других внутренних органов ребенка, а также на зрении.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий :

- повышает результативность воспитательно-образовательного процесса;

-формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей;

-формируются положительные мотивации.

Публикации по теме:

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ Самообразовательная работа «Применение здоровье сберегающих технологий в ДОУ» [/b] Формирование культуры здоровья – эта задача актуальна,.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в рамках реализации ФГОС». Своим выступлением.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в формировании у детей ФЭМП» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28» городского округа город Салават Республика.

Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ» Цель: знакомство педагогов с рефлексивными техниками; создание позитивно-эмоционального единства группы; создание в группе атмосферы эмоциональной.

Круглый стол для родителей «Роль игры в воспитании ребенка в семье» В настоящее время, чаще всего педагоги утверждают, что «игра ушла из семьи». И это – беда. Родителям – надо вернуть игру детям, обеспечить.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ на занятиях по физ. культуре в ДОУ "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ на занятиях по физической культуре в ДОУ" Практическая.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Семинар.

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности ДОУ «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов и родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ»
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 05:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД