МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в старшей группе «Культура и традиции народов Дагестана»

Дашдемирова Жасмина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Культура и традиции народов Дагестана»

Конспект открытого занятия

в старшей группе

на тему: “Культура и традиции народов Дагестана”

Воспитатель:

Дашдемирова Ж. Б.

Цель: вызвать у детей старшего возраста интерес к культуре и обычаям народов России, воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Программные задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Культура и традиции народов Дагестана“» размещена в разделах

1. Расширение знаний о культуре и традициях народов России.

2. Развитие устной речи.

3. Воспитание уважения к народным обычаям, играм, традициям.

4. Закрепление знаний о народных играх, умение участвовать в них.

Материалы: экран, камера, костюмы народов России.

Дети заходят вместе с воспитателем в зал под музыку и здороваются.

1 ребенок: Ас-саламу Алейкум, дорогие гости!

2 ребенок: Бараката и счастья мы вам желаем.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, мы с вами все жители нашего города. Как называется наш город?

Дети. Каспийск

Восп. Правильно, молодцы! А как называется наша республика?

Дети. Дагестан

Ребенок. В нашем горном Дагестане

Люди разные живут.

Много песен, танцев знают

Память предков берегут,

Высоко парит орлица,

Горы к небу прямо льнут,

Каспий ярко серебрится,

Здесь гостей желанных ждут.

Восп. Дагестан – это наша малая родина, а мы все живем в нашей большой стране, которая называется, как?

Дети. Россия. (на экране карта России)

Восп. Наша родина Россия – самое большое государство в мире. И живут в ней много разных народов – без малого, двести национальностей. У каждого народа свой родной язык, свое искусство, национальный костюм, своя культура. Об этом нам поведают.

1 реб. Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву

Другим – степной простор.

2 реб. У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит

Другой надел халат.

3 реб. Один – рыбак с рождения

Другой – оленевод,

Один, кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4 реб. Одним милее осень

Другим милей весна

А Родина Россия,

У нас у всех одна!

Восп. Ребята, а как называется столица нашей страны?

Дети. Москва.

Восп. Правильно, так из города Москвы на адрес нашего детского сада пришло письмо. Пишет нам директор детского музея “Дом семейных традиций русского народа” Мельникова Анна Петровна. Послушайте внимательно.

(Воспитатель читает письмо).

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам директор детского музей “Дом семейных традиций русского народа”. Этот музей находится в городе Москве. Наш музей – это своеобразная волшебная машина времени, где дети из московских детских садов и их родители путешествуют по страницам истории своей семьи и своего народа, участвуя в различных событиях. В нашем музее много разных экспонатов – предметов обихода, которыми пользовались семьи на Руси. Мы знакомы с семейными традициями русского народа. Нам очень хотелось бы узнать о том, какие традиции и обычаи чтут в дагестанской семье, чтобы затем организовать выставку для наших маленьких посетителей и рассказать о них. В подарок мы выслали вам электронный журнал, с помощью которого вы узнаете о семейных традициях русского народа. До свидания! Ждем от вас ответа.

С уважением, Анна Петровна.

Восп. Ребята, как мы можем помочь сотрудникам музея?

Дети. Мы можем снять видеофильм о традициях дагестанской семьи.

Восп. Конечно ребята, мы снимем видеофильм, в котором расскажем о традициях дагестанской семьи. Давайте установим камеру и начнем знакомить наших друзей из Москвы с традициями дагестанской семьи. Согласны?

Дети. Да.

Восп. Ребята, что такое семья?

1 реб. Семья – это важно! Семья – это сложно!

2 реб. Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

3 реб. Семья – это счастье, любовь и удача.

4 реб. Семья – это праздник, семейные даты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

5 реб. Семья – это труд, друг о друге забота.

6 реб. Семья – это много домашней работы.

7 реб. Семья – это дом, это мир, где царят любовь, преданность, дружба.

Восп. А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть на эти две картинки, которые вы видите на экране. Что изображено на них?

Дети. Семьи.

Восп. Да, ребята. Это семьи. Скажите, чем одна семья отличается от другой?

Дети. На первой картинке изображена современная семья, а на второй старинная семья.

Восп. Почему вы решили, что это современная семья?

Дети. Потому что, на этой картинке у папы в руке пульт от телевизора, а на них надета современная одежда.

Восп. А кто хочет рассказать о членах своей семьи?

1 реб. У меня в семье живут мама, папа, сестра и я.

2 реб. У меня в семье живут мама, папа, сестра, брат, я и бабушка.

Восп. Ребята, семьи бывают большие и маленькие. В семье заботятся друг о друге, помогают, любят, жалеют, относятся уважительно друг к другу, радуются и грустят вместе, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и конечно же традициями.

Восп. Что такое семейные традиции?

1 реб. Семейные традиции – это то, что принято делать обычно по привычке.

2 реб. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям и внукам.

Восп. Ребята, давайте поговорим о русских семейных традициях. Сейчас мы откроем наш электронный журнал и посмотрим, что изображено на картинке. (картинка с изображением хлеба и соли). Ребята, как вы думаете, о какой традиции русского народа идет речь?

Дети. Встречай гостей.

Восп. Правильно. Ребята, на Руси существовала традиция, связанная с хлебом и солью. Раньше гостей встречали хлебом и солью, кланялись в пояс, показывая свое уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макая в соль и ел. Ребята, а как встречают гостя в дагестанской семье? Давайте посмотрим об этом ролик! (Ролик о дагестанском гостеприимстве).

Восп. А сейчас мы немного отдохнем.

Встаем, ребятки.

Физкультминутка.

Здравствуй мир (руки наверх)

Это – я (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замах вправо)

А там – поля! (замах влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья (вправо и влево)

Здравствуй дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня! (2 раза)

Восп. Сейчас мы откроем следующую страницу и посмотрим, что там изображено. (на экране появляется картинка с изображением младенца). Как вы думаете, какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребенком?

Дети. Первое купание младенца!

Восп. Правильно! Послушайте, ребята, это очень интересно: Когда ребенка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголек, зернышко и монетку. Опуская предметы в воду, приговаривали:

Уголек – пусть в доме всегда будет тепло

Зерно – будь всегда сыт

Монета – будь всегда богат.

Реб. А еще воду после первого купания девочки выливали в кусты малины – для красоты малышки, а воду после купания мальчика на дорогу – для счастливой жизни.

Восп. Давайте вспомним, какая традиция, связанная с рождением ребенка, существовала в дагестанской семье.

Дети. Наречение именем.

Восп. Правильно. Давайте покажем для наших друзей из города Москвы, как проводился обряд “Наречения именем”. (включаем музыку, дети инсценируют обряд “наречение именем”.

Сценка “Наречение именем”.

Сидит семья; отец, мать с люлькой, в люльке младенец. Заходят два аксакала, здороваются.

Гости – Ассаламу Алейкум!

Хозяин – Ва алейкум салам, гости дорогие, мы очень рады вам, садитесь, будьте уважаемыми гостями.

Гости – услышали, что у вас родился сын и хотим дать ему имя.

Хозяин – Да, мы хотели бы, чтобы вы присутствовали на этом событии в нашей семье.

Аксакал берет ребенка на руки и в каждое ухо по три раза говорит:

И да будет он Ахмед, Ахмед, Ахмед.

Да благословит его Аллах!

1 акс. Расти джигит!

2 акс. Расти выше гор!

1 акс. Расти чистым как родник!

2 акс. Вырасти тебе настоящим молодцом!

Аксакалы обращаются к родителям.

1 акс. Пусть Аллах дает вам увидеть от него добро т радость!

2 акс. Да будет он опорой для вашего дома!

Хозяин. Спасибо, что пришли.

Гости прощаются и уходят.

Восп. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, что изображено на следующей странице электронного журнала о русских семейных традициях. Думаю, что эту традицию вы узнаете сразу.

Дети. На картинке мы видим праздник Масленица.

Восп. А что вы можете рассказать об этом празднике?

Реб. С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и отмечают целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна.

Восп. Правильно! Ребята, я предлагаю вам поиграть русскую народную игру “Ручеек”, в которую обязательно играли в праздничные дни.

Восп. (звучит музыка и игра “Ручеек”)

Восп. Ребята, а какие праздники отмечают у вас в Дагестане?

Дети. У нас в Дагестане отмечают “Навруз байрам”, “Курбан байрам”, “Праздник первой борозды”, “Праздник черешни”, “День чабана”.

Восп. Правильно, ребята! А что делали люди на праздниках?

Дети. Готовились к встречи гостей, ходили друг к другу в гости, дарили подарки, пели песни, состязались в беге, играли.

1 реб.

Навруз, Навруз, Навруз Байрам –

Он обновленье дарит нам!

Такой волшебный день весны

Отметить радостно должны!

Гулянья нынче – как закон!

И сбор родни всей за столом,

И много превосходных блюд –

Традиционный смысл несут!

Нам много этот день дает:

Он дарит новый, лучший год!

Весенний, радостный настрой

Приносит нам Навруз с собой!

2 реб. “День первой борозды”

Дни холодов минули

И празднует в ауле

День первой борозды.

Еще в ауле любят

Весной День Чабана,

И празднуют его все

И даже детвора.

Восп. А сейчас мы поиграем в игру “Подними платок”

(звучит дагестанская музыка)

Восп. Молодцы. Ребята! А теперь посмотрим, что изображено на последней странице электронного журнала о русских семейных традициях. Кто это?

Дети. Это кошка – мурлыка.

Восп. Правильно, ребята. А знаете ли вы, что на Руси была традиция, связанная с кошкой. При переезде в новый дом в жилище пускали кошку. Люди верили, что кошка оберегает и защищает дом от всех бед. Ребята, а какая традиция существовала у народов Дагестана?

Дети. У некоторых народов Дагестана, когда строили дом, один кирпич ставили неправильно, чтобы не сглазили дом.

Восп. Правильно, ребята! А еще на стенах новых домов горцы рисовали ладони рук или прикладывали ладонь руки к стене, чтобы удалить из дома злых духов. Вот такие традиции существовали в дагестанской семье.

Восп. Ребята, какой замечательный получился с вами видеофильм о культуре и традициях дагестанской семьи! Как вы думаете, поможет ли он директору детского музея, Анне Петровне познакомить маленьких москвичей с традициями дагестанской семьи?

Дети. Да, думаем поможет.

Восп. Почему вы так думаете?

Дети. Потому что мы рассказали о традициях гостеприимства, о праздниках, показали обряд “наречение именем”.

Восп. Я согласна с вами, что видеофильм поможет рассказать маленьким москвичам о традициях дагестанской семьи и им захочется приехать в наш горный край – Дагестан. Мы будем им очень рады. Встретим их с дагестанским гостеприимством.

1 реб.

Дагестан древнейший край,

Многокрасочный как рай

Все народы здесь равны,

Все друг другу мы нужны

Цену дружбу знаем мы,

Эти узы нам важны

Дагестан мой, Дагестан!

2 реб.

Дагестан – край древних гор,

Здесь обычаи крепки.

Наши предки с давних пор,

Ценят дружбу и клинки!

Дагестан – земля родная,

Расцветай из года в год!

Пусть “Лезгинка” удалая,

Радость в жизни нам дает.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме»Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме» Образовательная область: физическое развитие. Тема занятия: «Кто как готовится к зиме». Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу;.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Где прячется здоровье?» Конспект открытого занятия в старшей группе «Где прячется здоровье?» Воспитатель Щепкина Т. В. Цель: оздоровление детей и создание условий,.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.

Конспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группеКонспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группе Программное содержание. Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков белой бумаги. Учить детей красиво выстраивать.

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Проделки Бабы-Яги» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи: упражнять детей в узнавании и назывании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Культура и традиции народов Дагестана»
Опубликовано: 13 августа 2020 в 10:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД