Папки-передвижки

Консультация «Культура речи педагога»

Алексеева Юлия
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

«Культура речи педагога»

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А. Ф. Кони).

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).

Что такое речь?

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.

Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

В русском языке существует пять основных стилей речи :

1. Научный стиль - научная сфера.

2. Публицистический стиль – ораторское мастерство и зык газет.

3. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.

4. Литературно -художественный – художественные произведения.

5. Разговорный - общение в неофициальной обстановке.

К какому стилю речи относится речевой стиль педагога?

Официально-деловой стиль!

Задачи официально-делового стиля: передать официальную и деловую информацию, это точность изложения информации в административно-общественной деятельности, т. е. общение между педагогами-воспитателями и родителями.

Существует несколько компонентов коммуникативной культуры педагога :

Компоненты коммуникативной культуры педагога :

1. Культура речи;

2. Культура общения;

3. Эмоциональная культура;

4. Культура мышления

Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Из чего же складывается культура речи педагога?

К компонентам профессиональной культуры речи педагога относятся :

-Качество языкового оформления речи;

-Ценностно-личностные установки педагога;

-Коммуникативная компетентность;

-Чёткий отбор информации для создания высказывания;

-Ориентация на процесс непосредственной коммуникации;

-Простота и ясность изложения;

-Грамотность построения фраз;

-Выразительность-интонация, тональность;

-Правильное использование специальной терминологии;

-Образование педагога;

-Воспитание в семье;

- Самообразование.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

-нечёткая артикуляция звуков в процессе речи;

-побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

-произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

-неправильное ударение в словах;

-монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

-ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

-многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

-насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

-использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

-частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

-засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, значит и т. д. ; междометия: «ага», «угу», «ого».)

-копирование речи малышей, «сюсюканье»;

-использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

(Игра с коллегами «Исправь ошибки»)

Исходя из этого, к речи педагога предъявляются следующие требования и правила:

-Правильно и внятно произносить все звуки родного языка;

-Чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

-Строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

-Использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса- не громко, но так, чтобы каждый мог услышать; ритм; темп-скорость около 120 слов в минуту; логические ударения; паузы-логические и психологические);

-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

-Связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

-Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

-Соответствие нормам языка, правильное использование орфоэпии, грамматики.

-Богатый и разнообразный словарный запас.

-Логическая связь между отдельными компонентами высказывания.

-Точность формулировки и грамотность определений.

-Выразительность, позволяющая сделать язык эффективнее, красивее, понятнее и ближе малышам.

-Отсутствие неуместных высказываний и выражений, отказ от использования «мусорных» слов, жаргона и диалекта.

-Уместность – использование определенных правил и норм этикета и общения.

Все эти правила и требования к речи педагогов применимы в общении между педагогами-воспитателями, детьми и родителями.

Культура речи - это, прежде всего этикет.

Поэтому одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога - владение нормами речевого этикета.

Что такое этикет?

Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (детям, родителям, коллегам). Это нормы и правила, отражающие представление о должном поведении людей в обществе.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

И конечно же в своей профессиональной деятельности я уделяю большое внимание и значение своей речи и правилам этикета.

Детям как младшего дошкольного возраста, так и старшего, нравятся музыкальные попевки-приветствия («Здравствуйте, ладошки», «Здоровалка», «До свидания» др.) Музыкально-дидактические игры по этикету и культуре речи («Как тебя зовут?», «Найди друзей», «Сказочный мир балета», «Цветик - семицветик» и др.)

А так же сюжетно-ролевые игры - «Театр», «Автобус», «Поход в магазин», «Больница»», «Парикмахерская», «У меня зазвонил телефон» и др.

и инсценировки сказок)

Праздники, развлечения, минутки радости и квесты по этой теме проходят весело, познавательно, с интересом и восторгом. На этих мероприятиях ребята овладевают умением применять вежливые, культурные слова в разговорной речи, осваивают правила этикета.

(Музыкальная игра «Вежливые цыплята»; Праздник-безобразник «В гостях у Маршала»; Праздник вежливости «Бал шляпок»; Квест-игра «Путешествие в Страну Этикета»; Развлечение «Поможем Незнайке –Потерянные слова в Солнечном городе», Тематическое развлечение «Вежливый пешеход»

В ходе этих занятий, праздников и развлечений использовались как музыкальные, так и словестные игры по культуре речи и правилам этикета.

(Взаимодействие с коллегами – музыкальными руководителями : пропевание музыкальных приветствий, словестные игры)

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для его воспитанников. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речи педагога»
Опубликовано: 20 июня 2022 в 10:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура речи педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Юлия (УИ 2073908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД