Папки-передвижки

Консультация «Культура речи педагога»

Филиппова Юлия Алексеевна
Консультация «Культура речи педагога»

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность, непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение) называется

Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах

чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей.

Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка

и с разумной требовательностью к нему.

Педагог может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно

выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры

и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического

общения является его стиль. Стиль общения педагога с воспитанниками – это

категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием

многих факторов и зависит:

• от психического склада человека;

• его ценностных ориентаций;

• уровня образования и общей культуры;

• влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья).

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает

индивидуальный стиль общения с детьми. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения и педагогический такт.

Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить.

1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами:

– как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?

– как часто добиваются Вашей оценки и одобрения?

– всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями?

2. Всегда ли Вы:

– отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда?

– как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно?

– увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение?

– какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки?

– каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные?

3. Нравитесь ли Вы детям:

– своим внешним видом, искусством вежливости;

– радостным, счастливым, мягким выражением лица;

– доброжелательным, уважительным тоном речи;

– совместной игровой, продуктивной деятельностью.

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Задания.

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

• Синонимия. Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.

Старый Давний Старинный Ветхий Древний.

Приведя этот ряд синонимов-прилагательных, писатель Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».

Итак, включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же, в них заключен общий для них смысл, но разные его оттенки. Именно последние при употреблении синонимов играют роль: они напоминают оттенки красок у художника, нюансы звуков у музыканта.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

1. асиммЕтрия – асимметрИя

2. бАнты – бантЫ

3. вклЮчит – включИт

4. газопрОвод – газопровОд

5. диспАнсер – диспансЕр

6. ломОта – ломотА

7. дремОта - дремотА

8. зАдать – задАть

9. зАнять – занЯть

10. звОнит – звонИт

11. катАлог – каталОг

12. красИвее – красивЕе

13. кУхонный – кухОнный

14. меньшИнства – меньшинствА

15. мусоропрОвод – мусоропровОд

16. никчЕмный – никчЁмный

17. обеспЕчение – обеспечЕние

18. обОдрить – ободрИть

19. осУжденный – осуждЁнный

20. плЕсневеть – плесневЕть

21. полигрАфия – полиграфИя

22. пОнял – понЯл

23. премИровать – премировАть

24. принУдить – принудИть

25. слИвовый – сливОвый

26. тУфля – туфлЯ

27. углУбленное изучение – углублЁнное

28. хАос – хаОс

Опросный лист № 2

1. бАловаться – баловАться

2. вероисповЕдание – вероисповедАние

3. врУчит – вручИт

4. грУшевый – грушЁвый

5. дОбыча-добЫча

6. дОсуг – досУг

7. жАлюзи – жалюзИ

8. закУпоривать – закупОривать

9. запломбИровать – запломбировАть

10. исчЕрпать – исчерпАть

11. кладОвая – кладовАя

12. крЕмень – кремЕнь

13. лОмоть – ломОть

14. мотивИрованный – мотивирОванный

15. нАчать – начАть

16. новорОжденный – новорождЁнный

17. облЕгчить – облегчИть

18. Оптовый - оптОвый

19. откУпорить – откупОрить

20. повтОришь – повторИшь

21. страховой пОлис – полЮс

22. предпрИнять – предпринЯть

23. прИбыл – прибЫл

24. прИданое – придАное

25. тОрты – тортЫ

26. увЕдомить – уведомИть

27. фенОмен - феномЕн

28. ходАтайствовать – ходатАйствовать

Шкала оценки уровня культуры речи педагога :

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

Говорите правильно!

Вопросы для обсуждения.

1. Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

Вывод: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Аристотель.

Речь педагога служит инструментом для передачи информации слушателям. Следовательно, педагог должен с уважением относиться к личности собеседника, употреблять в речи только те слова и термины, которые понятны всем участникам общения, соответствуют их возрасту, знаниям, компетентности. Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесообразной и этически корректной. Педагог должен относиться к собеседнику как к ценности, придерживаться норм культуры речи и культуры общения.

2. Какова роль семьи в речевом развитии детей.

Вывод: Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.

Публикации по теме:

Карточки к педсовету «Речевая культура педагога» Карточка №1 Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент. Риторическая задача:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи : «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [П], [П’]» Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь. Задачи: • упражнять в правильном и отчетливом произношении.

Конспект педагогического совета на тему «Речевая культура педагога» Тема педагогического совета «Речевая культура педагога» Форма проведения – круглый стол Цель: Расширить представления об этикетных нормах.

Консультация «Культура речи педагога» Консультация на тему: «Культура речи педагога» Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов,.

Культура речи педагога-образец для подражания Требования к речи воспитателя. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом,.

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога г. Якутск Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется.

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Занятие по развитию речи в средней группе МДАОУ "Журавушка". Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи:звук [ ч ]. Цель:.

Звуковая культура речи Программное содержание Связная речь. Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушках. Грамматика Учить согласовывать существительные.

Звуковая культура речи в детском саду Конечно, речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речи педагога»
Опубликовано: 10 августа 2015 в 11:33
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД