Лучший педагог года

Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 1

Алла Филимонова
Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 1

Введение

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Публикация «Курсовая работа по психологии „Развитие мышления детей дошкольного возраста“, Часть 1» размещена в разделах

Согласно концепции Л. С. Выготского, в переходный период от дошкольного к школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения мобильной связи, Интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, и много требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. Одни из них мы решаем быстро, копируя действия других, повторяя услышанное или увиденное, опираясь на многовековые традиции. Нестандартные же задачи под силу не всем, их успешнее решают те, у кого подвижное гибкое мышление, управляемое воображение, кто умеет быстро ориентироваться, сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, выявлять закономерности и т. д. – то есть люди развитыми мыслительными способностями.

Вопросами изучения, диагностики и развития мышления у детей занимались и занимаются многие выдающиеся психологи : С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, А. М. Матюшкин, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др. По их мнению, мышление – это процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления – открывать неизвестное, новое.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать мыслительные операции ребенка, делать его мышление гибче и интенсивнее, побуждать его мыслить, думать, рассуждать.

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных типов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Поэтому мы считаем, что проблема изучения диагностики и развития мышления детей очень значима и актуальна.

Объектом нашего исследования является мышление детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности развития мышления у дошкольников.

Цель исследования: изучить теоретические основы развития мышления дошкольников и подобрать методики для выявления трудностей и отклонений в формировании мышления.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что диагностирование дошкольников является необходимым фактором для выявления трудностей и отклонений в формировании мышления, помогающим педагогам наметить пути целенаправленного обучения детей, и что в результате такого обучения повысится уровень развития мышления дошкольников.

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать литературу по проблеме развития мышления детей дошкольного возраста;

2. провести диагностику развития мышления у старших дошкольников;

3. выработать рекомендации, способствующие развитию и формированию мышления.

Основными методами исследования были естественный эксперимент и

тестирование.

Глава I Мышление

Как известно психика человека представляет собой целостность, поэтому выделение отдельных психических процессов в известной степени условно. Действительно, трудно провести четкую границу между восприятием, воображением, памятью, мышлением. Тем не менее эти процессы имеют свои характерные особенности, что и позволяет вычленять их внутри познавательной деятельности.

Вопрос о том, что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни, интересовал человечество с давних пор. Уже в период античности в философии возникло разграничение деятельности органов чувств (ощущения) и деятельности мышления. Если Гераклит Эффеский (V в до н. э.) разграничивал ощущение и мышление, то Парменид (V в до н. э.) противопоставлял эти процессы, полагая, что только мышление может дать истинное и достоверное знание. Платон (VI в до н. э.) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии - высшей и низшей мотивации, т. е. снять мотивационный конфликт в поведении человека. С тех пор проблема мышления находилась в поле внимания ученых, причем чаще всего именно мышление (разум) рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность. [ 11,101]

1.1. Общая характеристика мышлении.

1.1.1. Социальная общественно – историческая сущность мышления.

Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. От ощущений и восприятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственного данного и расширяет границы нашего познания.

По мнению А. Н. Леонтьева: «мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному

восприятию объекты».

Мышление – неразрывно связанный с речью социально обусловленный

психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т. е. опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятель-

ности из чувственного познания и далеко выходящий за ее пределы. [11.102 ]

В развитых своих формах «мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения»[12]

Суммируя основные моменты в этих определениях, можно сказать, что мышление :

- это психический процесс, который является обобщенным и опосредствованным отражением общего и существенного в действительности;

- как и остальные психические процессы, оно выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связанно с образованием целей, средств, программ деятельности;

- как и остальные психические процессы, оно является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека (т. е. высоко- организованной материи);

- мышление - процесс социально обусловленный, общественно – исторический. Социальное происхождение имеют не только приемы и операции мышления. Мышление невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории. Познание предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания осуществляется с помощью языка – в книгах, журналах и т. д. Во всем этом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления;

- мышление – это опосредствованное отражение. Как отмечал еще Гегель, «разум столь же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель».

Таким образом, мышление, имея общие характеристики с другими психическими процессами, имеет свои специфические особенности.

1.1.2. Функции мышления

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.

Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них.

1. Понимание является наиболее сложным познавательным процессом. Оно представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности, порождение нового знания,

достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

2. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно практически всегда связанно с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достижения целей. Таким образом, в деятельности возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способами. Такая ситуация представляет собой проблему. Возникновение задачи (в отличие от проблемной ситуации) означает, что в результате анализа удалось хотя бы приблизительно и предварительно выделить данное (известное, условие) и неизвестное (искомое, требование). Соотношение условий и требований позволяет наметить искомое, нахождение которого и является целью решения задачи.

3. Целеобразование представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека.

4. Рефлексия – это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание.

Конечно, выделение функций мышления является несколько условным. Так, например понимание необходимо для решения задач; рефлексия является специфической разновидностью понимания и т. п. Мышление в любой его функции представляет собой изменение какого-то содержании, достигаемое с помощью различных приемов и операций, функционирование которых определяется целями и мотивами мышления. Поэтому в психологическом анализе мышления полезно выделить три стороны мыслительной деятельности: содержательную; функционально-операционную; целе-мотивационную.

1.1.3. Содержательная сторона мышления.

Мышление всегда имеет какое-то содержание.

Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делают определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только отдельных вещей, явлений их свойств, но и определяет связи существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих познавательных процессах определяется их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом может выступать понятие.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Иными словами, понятие – это совокупность существенных свойств предмета.

Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях действительности, понятие выступает высшей ступенью отражения мира. Понятие обозначается словом, которое есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями значит мыслить словами. Слово заменяет предмет, но в каком – то определенном смысле. Ведь на слово «стул» не сядешь, и словом «хлеб» сыт не будешь. В чувственном познании человек знакомится с самими предметами и явлениями действительности, которые и обобщает потом данным понятием. Владеть понятием значит владеть всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, к которым относится данное понятие.

Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других людей. Однако овладение понятием не простая «передача» знаний, например, от взрослого ребенку. Усвоение понятий, овладение ими сложнейший процесс. Он имеет самое прямое отношение к развитию мышления, как всего человечества, так и каждого конкретного человека.

Здесь все поколения людей большую часть понятий получают от предшествующих поколений, усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже своего опыта и знаний создают новые понятия о тех предметах и явлениях действительности, о которых предшествующие поколения еще не создали понятий.

1.1.5. Виды мышления.

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, имеющая свою структуру, выделение его видов осуществляется по разным основаниям:

По характеру решаемых задач и зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.

Теоретическое мышление – это вид мышления, направленный на открытие законов и свойств в практической деятельности. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление.

Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы непосредственно извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление как правило сосуществуют, дополняют друг друга, раскрывают перед человеком разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. [8.304 ]

Практическое мышление – это мышление, направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности. В практическом мышлении выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти (в отличии от этого образы для теоретического мышления извлекаются из долговременной памяти затем преобразуются). Образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления окружающей действительности, невыраженные каким либо образом. Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такие понятия как «сила», «стоимость», «добро», «справедливость» и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому (понятийному) мышлению. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление, его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильное действие с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться как уровни его развития. Теоретическое мышление считается наиболее совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

По степени развернутости и характеру протекания процесса мышления выделяют дискурсивное (умозаключительное) и интуитивное мышление.

Дискурсивное мышление – это поэтапно развернутый мыслительный процесс.

Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь окончательный результат достигается без знания или придумывания промежуточных этапов.

По степени новизны и оригинальности - на репродуктивное (шаблонное, воспроизводящее) и творческое (продуктивное) мышление.

Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и умения.

Творческое (продуктивное) мышление – это мышление направленно на создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование уже имеющихся решений той или иной задачи.

1.1.5. Функционально – операционная сторона мышления.

К этой стороне мышления обычно относят его «техническую оснащенность» - операции, приемы, способы, благодаря которым становится возможным то или иное изменение содержания. Операции и приемы мышления - это те «рычаги», с помощью которых происходит работа с мыслимым содержанием.

К мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и классификация.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон.

Синтез – мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, сопоставление, установление связи между различными элементами.

Анализ и синтез являясь противоположными по своей сути операциями, тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Конкретизация – процесс противоположный абстракции.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по существенным (естественная, или основная) и несущественным (вспомогательная) признакам.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 1
Опубликовано: 16 марта 2021 в 17:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД