МААМ-картинки

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ

Литвинова Галина
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ

«Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, в рамках

непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, таких как мужественность,жертвенность, любовь к Родине на примере былинного богатыря Ильи Муромца».

Пояснительная записка: ГБДОУ д/с № 92 Санкт-Петербург

Тип занятия: комбинированный

Возраст детей: подготовительная группа(6-7 лет)

Время проведения: 35 -40 минут

Цель: формирование духовно-нравственных качеств, таких как мужественность, жертвенность, любви к Родине на примере былинного богатыря Ильи Муромца».

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Задачи: Образовательные :

Приобщать детей к истории культуры и литературы, раскрыть удивительную человеческую судьбу Ильи Муромца.

Познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»;

Учить давать характеристику героям и их поступкам;

Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

Знакомить с картинами :

Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».

Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»

К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,

И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

Развивающие:

Обогащать словарь детей (Ратник, богатырь. былина, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг)

Развивать эмоционально- нравственную отзывчивость, доброжелательность.

Формировать устойчивый познавательный интерес.

Воспитательные:

Дать детям понятие об истинной любви, которая проявляется в жертвенности, послушании, верности (любить – значит отдавать, а не брать) на примере жизни Ильи Муромца.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Прививать чувство патриотизма, гордости, глубокого уважения и почитания исторических святынь Отечества и любви к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.

5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

6. Книжная выставка:

"Сказки о русских богатырях". О. Тихомиров «На поле Куликовом». •Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя страна – Россия».

7. Дидактические игры

• Альбом «Былинные богатыри»

• Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"

• Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»

8. Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

Илья Муромец — святой богатырь земли русской.

Дать детям понятие об истинной любви, которая проявляется в жертвенности, послушании, верности (любить – значит отдавать, а не брать) на примере жизни Ильи Муромца.

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете, если отгадаете загадку:

Силен, как вольный ветер, могуч, как ураган

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат, он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,и стариков, и матерей! (богатыри)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач)

Совершенно верно: Богатырь –

1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, изобразил на своей знаменитой картине "Богатыри" портреты самых известных богатырей. (показ)

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

- Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- Где тут самый старший богатырь? (это Илья Муромец)

- А где самый молодой богатырь? (Алеша Попович)

- Сегодня я расскажу вам об одном удивительном богатыре, равных которому на Руси никогда не было! Как вы, наверное, уже догадываетесь – этот богатырь не кто иной, как Илья Муромец!

Вы наверняка слышали о нем из сказок, но этот богатырь совсем не сказочные герой, Илья Муромец существовал на самом деле, хотя и жил в давние-давние времена.

На берегу Оки - реки, близ древнего града Мурома уютно расположилось село Карачарово — родина знаменитого богатыря.

Ай во славном было городе во Муроме,

Ай во том было селе да во во Карачарове

Там ведь жил-то был богатой-от хрестьянин-от,

Ай богатой-от хрестьянин-от Иван да Тимофеевич.

Ему дал-от Господь сына-та единого,

Ай единого сына-та любимого,

Ай по имени – Илейко сын Иванович

- Как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни

телевизоров тогда не было.

- Гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Сказитель играл на гуслях и приговаривал:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские

Так и складывались былины.

-А как вы, ребята, понимаете, что такое былина (сказания о богатырях, о чем-то древнем, это то, что было, это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно)

Былины рассказывают, что не сразу стал Илья богатырем, много лет у него не двигались ноги. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со смирением.

Однажды пришли к нему странники (старцы-калики, посланные от Господа, попросили воды. Илья огорчился поначалу, думая, что странники смеются над ним, но он искренне возжелал принести воды каликам, поставил ноги свои на пол и тут же ощутил, что они держат его!

Идет он к емкости с водой, наполняет полный стакан и подносит старцам. Однако они просят его выпить воду самому. Вода оказывается святой, целебной, и Илья полностью излечивается. Когда он выпивает эту же воду во второй раз, ощущает Муромец совершенно невообразимую силищу, и приходится даже пить еще один раз, чтобы уменьшить такую огромную силу.

Так как исцеление Ильи Муромца - событие воистину чудесное, богатырь должен отблагодарить старцев за дар.

-Ребята, а возможно ли в жизни такое исцеление? (это чудо) А что такое чудо? (это то, чего на самом деле не может быть, даже нет объяснения с научной точки зрения!

Калики отправляют его на службу к князю Владимиру и предсказывают, что будет Илья величайшим богатырем, и не умрет в бою от вражеской пули или копья. И основное занятие Ильи Муромца отныне - это ратное дело и защита родины.

А вы знаете, ребята, почему Илья Муромец не знал поражений, и кто был его верным помощником во всех делах (был сильный, были помощники – воины)

Потому что вера в Бога у Ильи была крепкой, и Бог ему помогал в битве с врагами. Не зря русский народ сложил такую пословицу: «Когда Бог по нас, то никто на нас». «По нас» – это значит «с нами». Попробуйте объяснить эту пословицу. (ответы детей)

Было тогда Илье тридцать три года. Так он обрел могучую силу, с которой никто не мог потягаться, но никогда не использовал эту силу на неправое дело. Зато не жалел себя в боях с недругами Русской земли, всегда защищал ее от вражеских нашествий. Много раз он ходил вместе с непобедимыми русскими войсками, и всегда был первым среди воинов! Его боялись враги, а если кто на него шел с мечом, тому было очень худо.

Первый подвиг Ильи по исцелении – доброе дело, помощь родителям: он идет в поле, где они работали, и во время их сна очищает поле от кореньев и каменьев. Добыв себе коня, Илья просит у отца благословения – ехать в Киев к князю Владимиру послужить русской земле.

Самый известный подвиг богатыря - бой с Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал вольного прохода «ни конному, ни пешему». Князь киевский приказал оохранять идущие в столицу торговые караваны от грабителей, поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

-Ребята, а кто сейчас охраняет наши дороги? (полицейские, сотрудники ДПС)

Соловей был разбойником или тоже богатырём, только вражеского племени. Основным промыслом его были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей.

Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу,

Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын,

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,

И от него ли-то, от посвиста соловьего,

И от него ли-то, от покрика звериного,

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки отсыпаются.

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил "дорогу прямоезжую",а народ посчитал это настоящим подвигом.

В былинах встречается множество подвигов Ильи:

Как Илья повстречал Святогора;

Как Илья Муромец одолел Идолище поганое

Илья Муромец и Калин-Царь

Илья Муромец и Богатырь-захватчик

Физминутка

Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

- Посмотрите на богатырей, как они одеты. Сейчас я загадаю вам загадки:

•Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов)

• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какие ещё доспехи имеются у богатырей (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.)

- А сейчас мы поиграем в игру «Собери богатыря на подвиги ратные».

На мольберте Илья Муромец. На столе картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря. Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь. Кольчуга, шлем, щит, копье,лук, меч

Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость.

Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют

общечеловеческие качества.

Какими должны быть все богатыри (Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.) А какие пословицы говорят о силе и смелости?

- Головою думай, а силой борись.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Сам погибай – а товарища выручай

- Жить - Родине служить.

- Своя земля и в горсти мила.

- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

- Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)

- Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов - Олимпийских чемпионов?

- Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, десантники, лётчики, ракетчики)

Физкультминутка «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя, величавом спокойствии и мире душевном.

Самому Илье приписывают слова:

«Я простой русский богатырь, крестьянский сын.

Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота.

Я спасал русских людей, красных девушек,

малых деточек, старых матерей.

Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить.

Мое богатство – сила богатырская,

Мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

После тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Это обычный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный, и дни в сражении за блага небесные.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Стал Бога молить за Россию, за всех воинов русских. Своей молитвой он продолжал служить Родине. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.

А погиб он, когда ему исполнилось примерно 45-50 лет при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.

От мощей Ильи Муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.

Рассказали мы

Про дела старые,

Что про старые, про небывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушались,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет

Слава русская!

Далее с детьми проводятся игра-эстафета РУССКИЕ БОГАТЫРИ.

Ребята делятся на 2 команды. По сигналу нужно надеть шлем и проскакать на лошади (палке, перелезть через стойку, пролезть сквозь тоннель, попасть мешочком с песком в мишень и вернуться обратно.

Предложить детям послушать песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», а затем обсудить, какие чувства она вызывает.

Предложить детям нарисовать Илью Муромца, а потом рассмотреть рисунки и выслушать рассказы детей о герое-богатыре.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта «Хлеб — всему голова» Проект на тему: «Хлеб - всему голова».Длительность проекта: краткосрочный (5 дней). Количество участников: коллективный (2-я младшая группа).

Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта на тему: «Волшебный мир камней»Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта на тему: «Волшебный мир камней» Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта на тему: «Волшебный мир камней» Паспорт проекта. Образовательная.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 27 июля 2020 в 16:16
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД