Наталья Пухальская
«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника. Казачьи посиделки для детей старшей группы с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
"КУЗЬМИНКИ"
[/b]
Цель: Обеспечение исторической семейной преемственности поколений, воспитание нравственно здоровой личности, наследника традиций,
мастерства и таланта Донского края.
Задачи:
- Закрепить и расширить знания детей об истории, культуре, традициях Донского края;
- развивать положительные эмоции у детей, побуждая их к творческому выражению в различных видах художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать любовь, чувство гордости к родному краю и отношения к нему как к неповторимой ценности.
Публикация «„Кузьминки“, Сценарий фольклорного праздника, Казачьи посиделки для детей старшей группы с участием родителей» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
Педагогические условия:
- художественно-эстетическая развивающая среда на основе предметов искусства и быта Донского края;
- образовательная система по приобщению детей к культуре донского казачества;
- комплексный подход к организации педагогического процесса при активном взаимодействии всех его субъектов: педагогов, специалистов, родителей и детей.
Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми:
Социализация - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Познание - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Коммуникация - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
Чтение художественной литературы - приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
Художественное творчество - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
Музыка - развитие музыкально-художественной деятельности детей;
Здоровье - формирование физических, психических и социальных компонентов здоровья дошкольников.
Зал украшен в стиле казачьей горницы. (Старые фотографии, икона, русская печь, предметы утвари.)
Звучит музыка.
Дети в ожидании гостей.
Воспитатель: Всё готово к приходу гостей?
Дети: Красному гостю- красное место.
(Стук в дверь)
Входят родители.
1 Гостей примете?
2 Здорово дневали!
Дети: Любо!
Взрослые:
Мы в гости пришли, мир и добро принесли.
(Подносят угощение)
Воспитатель: Рады мы гостям, как добрым вестям.
Дети исполняют песню «К нам гости пришли»
Воспитатель: На завалинке в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
Родители :
1. При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
2. Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет
Как и нынче мы общались,
Без общенья жизни нет.
3. Что за праздник вы отмечаете?
Дети: Праздник называется «Кузьминки». Празднуют его в конце осени.
В этот праздник прославляли всех, кто хорошо работал.
Кто умеет трудится, тот умеет веселиться!
Воспитатель: В этот день собиралась вся семья за столами.
Родители :
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Воспитатель: Как за первым за столом был такой вот разговор:
Дети: Дон Тихий, а слава о нём громкая!
Воспитатель: А в каждом доме была любимая песня «По Дону гуляет»
Дети и взрослые исполняют песню «По Дону гуляет»
Воспитатель: Родителей всегда почитали и уважали.
Дети: На Дону так говорили: Родительское благословение в огне не горит и в воде не тонет»
Дети: Донская земля дармоедов не кормит.
Воспитатель: Как-то за вторым столом ягоды срывали, да как малых детушек угощали.
Дети: Веселы привалы, где казаки запевалы!
Дети исполняют песню «В саду ягоды рвала»
(Родители угощают виноградом присутствующих)
Ребенок 1: Казаки, что дети: и много поедят и малым наедятся.
Ребенок 2: Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает!
Воспитатель: Как на третий да на стол пчёлы меда нанесли.
Дети: Донская земля богата мёдом, да песнями задорными.
Взрослые и дети исполняют казачью песню «Пчёлочка»
Воспитатель: Ваши пообедали?
Дети: Пообедали, теперь сидят хлеб жуют.
Дети: Пироги на кустах терна не растут.
Дети исполняют песню «В амбар за мукой»
Воспитатель: А этот стол готов угостить нас сказкой, которую сочинили мама с дочкой.
(Дети надевают шапочки персонажей, родительница выступает в роли сказочницы.
Собрались как-то раз весной на лесной опушке звери и стали думать: кто главнее: Зима, Лето или Осень? Без какого времени года можно обойтись?
Заяц: Без зимы никак не обойтись. Мы с лисой шубы меняем, а медведь вообще в берлоге спит.
Белка: А весной все вокруг оживает, а лесные жители просыпаются. Выходят из своих жилищ и радуются весеннему солнышку.
Ё ж: Ну, а летом наливаются соком все грибы, да ягоды.
Все звери: Без лета никак нельзя.
-А что же осенью? - спросил Волк?
Все жители задумались.
Ворона: Да что там Осень! Осенью только листья опадают и дождь идёт. Вот и всё.
И лесные жители согласились: Мы без сени проживём.
А Осень услышала их разговор и решила:
Раз я вам не нужна, ну и живите без меня! –
и решила больше в лес не приходить.
Вот прошла Весна, за ней пришло Лето. Лесные жители занимались своими обычными делами.
И вдруг за летом наступила Зима.
Все деревья с зелёными листьями стояли в снегу, грибы и ягоды не успели созреть и замёрзли, птицы не улетели в тёплые края, а в лесу совсем не сталось еды. Лесные жители не успели подготовить свои жилища к зимовке.
Заяц: Что же мы наделали?
Ворона: Мы решили, что нам не нужна Осень, а теперь мы можем погибнуть!
Все звери стали звать Осень и просить, чтобы она вернулась и больше не обижалась.
Конечно же она вернулась, ведь трудно обходиться без своих друзей.
Все лесные жители были рады, теперь они точно знали, что Осень всегда заботится о них, помогая подготовиться к зиме.
Вед: А наши ребята тоже любят Осень и приготовили для неё стихи.
Дети читают стихи:
1. «Листья солнцем наливались»
2. «Дождь по улице идёт»
3. «Сжато поле»
4. «Берёзы косы»
Осень:
Спасибо, ребята за стихи, но нам пора прощаться, сказочному сундучку закрываться,
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку про самый важный предмет в казачьей избе.
Наша барыня-сударыня
Толста. Да бела.
Щей да каши наварила
Пирогов нам испекла.
Дети: Печь.
Воспитатель: Конечно печь. Она кормила, дом обогревала, семью вокруг себя собирала.
А вы знаете загадки про печь?
Дети: Зимой нет теплей. А летом нет холодней.
Стоит Матрёна,
Здорова. Ядрёна.
Пасть открывает
Что дают-глотает.
Родители. Сейчас-то и печей не встретишь.
Воспитатель: Верно. Остались они разве что в самых маленьких казачьих хуторах. Да в музеях.
Выходит Казак с казачком.
Здорово! Слыхали мы, что у вас про печь гутарят. А мы с пастрелёнышем голодные идём. Не накормите ли вы нас?
Воспитатель: Отчего же не накормить, есть у нас ловкие мастерицы блины печь.
Игра со сковородками «Кто больше напечёт блинов»
Казак : Добре! Вижу расторопные девчата здесь живут. Спасибо, уважили.
Дети: Мы всю осень трудились, потому блины и получились.
Садитесь с нами, праздник будем продолжать.
Воспитатель:
После трудового дня девушки собирались в горнице, вышивали. Пряли пряжу. вязали и обязательно пели, чтобы работа спорилась да ладилась
Девочки исполняют песню «Прялица»
Воспитатель: На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец и швец,
И на ложках игрец.
Мальчики исполняют песню с ложками «Наши ложки»
Воспитатель:
Распаляется Ярило,
Лица радостно горят,
Пляска головы вскружила
У девчонок и ребят.
Щёки выкрасил румянец.
Тут и удаль и задор!
Вырисовывает танец
Свой затейливый узор.
Закружились хороводы
Колесом и вкруг и вспять,
Пробудился дух народный
Казачьей пляски не унять!
Общая казачья пляска.