МААМ-картинки

Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»

Любовь Горшкова
Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка, сложными словами (листопад, ненастье). Формирование навыка слогового анализа слов. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Золотая осень“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы с их окружающей действительностью, посредством органов чувств, связной речи; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного восприятия, логического мышлении.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой, разрезные картинки в конвертах, корзинка с листьями, зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», карточки-заготовки для упражнения «Лабиринт», мр 3 Железновой «Автобус», простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. (Объяснение темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-ый ребенок. Березка.

2-ой ребенок. Осинка.

3-ий ребенок. Дубок.

4-ый ребенок. Рябинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какие осенние листья

Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, пушистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

(Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

Ребенок. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-ой ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-ий ребенок. Осень завершает ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?

1-ый ребенок. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными.

Логопед. А как называется осеннее явление, при котором падают листья с деревьев?

2-ой ребенок. Листопад.

Логопед. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой?

3-ий ребенок. Когда смотришь на них, то они кажутся золотыми.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, самый пасмурный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение «Периоды осени».

(Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать, связной речи)

Логопед смахивает листья в корзину и выкладывает на столе репродукции картин известных художников.

Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание.

Логопед. Что ж вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? (Ответы детей)

4. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование артикуляторной базы свистящих звуков).

Логопед раздает детям зеркала и предлагает им выполнить несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанной на индивидуальных занятиях. Выполняет все упражнения вместе с детьми. Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата», «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

5. Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед. А сейчас я приглашаю вас прокатиться на нашем автобусе и понаблюдать в окошко за осенней природой. Сегодня нашим водителем будет Никита.

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

6. Упражнение «Хлопушки».

(Развитие навыка слогового анализа слов).

Логопед приглашает детей к столу.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Хлопушки» : прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.

Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют, длинные и короткие слова по количеству хлопков.

Слова: ря-би-на, о-си-на, дуб, ель, сос-на, клен, бе-ре-за.

Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей в слове.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились и с этим трудным заданием.

7. Упражнение «Сложи картинку». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия)

Логопед. Ой, я совсем забыла - сегодня утром приходил в центр почтальон и принес для вас письма. Давайте их откроем и посмотрим, что же там?

Дети выполняют задание.

Логопед. А в них части картинок. Выполните задание почтальона – сложите картинки по образцу.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья клена,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

9. Упражнение «Лабиринт». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Активизация словаря)

Логопед раздает заранее заготовленные листочки.

Логопед. Посмотрите внимательно на свои картинки, и подумайте, какие запасы могут делать на зиму все, кто нарисован на картинке. (Ответы детей)

А теперь, возьмите в руки простые карандаши и проверьте свои ответы, дойдя по лабиринту.

Дети выполняют задание.

Логопед. Как вы думаете, что запасает на зиму человек?

(Ответы детей)

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Наша мебель» Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Наша мебель» Воспитатель :Шлыкова К. В. Задачи: - обсудить с детьми названия и функции.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Посуда» Конспект логопедического занятия по теме «Посуда» Тема: Посуда» Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме: «Посуда».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт» Конспект занятия Лексическая тема «Транспорт». Задачи: Коррекционно-образовательные: Расширение и закрепление представлений о транспорте.

Конспект открытого тематического занятия в подготовительной группе по теме «Осень золотая»Конспект открытого тематического занятия в подготовительной группе по теме «Осень золотая» Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга перед началом занятия. Придумано кем-то просто и мудро при встрече.

Конспект занятия по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема: «Транспорт» Цели: Коррекционно – образовательные: - Создать условия для развития речевого общения детей со взрослыми.

«Подарок от Винтика и Шпунтика» конспект занятия по лексической теме «Транспорт» Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Подарок от Винтика и Шпунтика», по лексической теме «Транспорт».

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнять и расширять представление детей о зимующих птицах, формировать понятие зимующие птицы. Актуализировать.

«Звук [Й], буква [Й]». Конспект занятия по лексической теме «Космос» .

Лексическое подгрупповое занятие по лексической теме «Осень» с использованием технологии БОС Ход занятия Введение в тему занятия - Отгадайте загадку. - Листья желтеют, с деревьев слетают, Прячутся звери в лесу. Ветер холодный всех.

Презентация и конспект занятия по лексической теме «Мебель» [Цели: Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Коррекционно - образовательные задачи. • Совершенствовать грамматический строй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 19:20
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД