Лучший педагог года

Лексико-грамматические упражнения с учётом регионального компонента во время наблюдений в природе «Лес. Деревья. Кустарники»

Ольга Колесникова
Лексико-грамматические упражнения с учётом регионального компонента во время наблюдений в природе «Лес. Деревья. Кустарники»

Тема недели: «Лес. Деревья. Кустарники

СЛОВАРЬ

Предметы: Дерево, ствол, ветки, почки, листья, корни, побеги, куст, кустарник, цветки, шишки, серёжки, соцветия, кисть (черёмухи,сосна, кедр, лиственница, осина, рябина, ель, вяз. Ильм, акация, тополь, сирень, черёмуха, яблоня, ранет, малина. шиповник, багульник, лист, листва.

Действия: вырастать, проклёвываться, поливать, расправлять, зеленеть, цвести, опадать, вянуть.

Публикация «Лексико-грамматические упражнения с учётом регионального компонента во время наблюдений в природе „Лес, Деревья, Кустарники“» размещена в разделах

Признаки: зелёный, высокий, раскидистый, круглый, продолговатый, узорный, колючий, мягкий, душистый, молодой, свежий, пушистый, хвойный, лиственный, опадающий.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Сосна высокая,стройная, корабельная, сибирская, лесная, душистая, смолистая. старая, дуплистая. молодая

Подбери действия:

шиповник– растёт, зеленеет, цветёт, болеет, засыхает, плодоносит, колется.

Подбери предметы к признакам:

Сосновый – лес, бор,

Сосновая – шишка, хвоя, ветка, смола;

Образование сложных слов:

Листопадные, плодоносит, влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые.

Расскажи о растении по плану:

Дерево, кустарник (название?

Хвойное, лиственное?

Внешний вид (размер, цвет коры, форма кроны, листа, расположение ветвей).

Что нужно растению для жизни?

Где растёт?

Как зимует?

Кому нужно растение?

Тема недели: «Цветы.»

СЛОВАРЬ

Предметы: цветок, стебель, корень, лист, соцветие, кисть, корзинка, лепестки, нектар, чашечка, одуванчик, колокольчик, ромашка, клубень, луковица, семена, клумба, робатка.

Признаки: зелёный, высокий, раскидистый, круглый, продолговатый, узорный, колючий, мягкий, душистый, молодой, свежий, пушистый, красивый, гладкий, блестящий, росистый, поникающий, лёгкий, опадающий, декоративный, красивый.

Действия: вырастать, поливать, цвести, засыхать, благоухать, осыпаться.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

ромашка высокая, стройная, лекарственная, лесная, душистая, белая, нарядная, старая, молодая, поникшая.

Подбери действия:

одуванчик– растёт, зеленеет, цветёт, болеет, засыхает, плодоносит, лечит.

Подбери предметы к признакам:

Цветочный – букет, мёд,аромат, сад,

цветочная – поляна, пыльца, клумба, ваза. ;

Образование сложных слов:

Влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, дикорастущие, теневыносливые.

Расскажи о растении по плану:

Что за растение (название?

Дикорастущее? Культурное?

Внешний вид (размер, цвет коры, форма кроны, листа, расположение ветвей).

Что нужно растению для жизни?

Где растёт?

Как зимует?

Подземные части (клубень, луковица)

Кому нужно растение?

Перечень культурных цветочно – декоративных растений, доступных для наблюдения :

Астра махровая Аквилегия высокая

Бессмертник осенний

Бурачник декоративный

Бархотцы карликовые

Бархотцы садовые

Василёк садовый

Василёк синий

Георгин садовый

Горошек душистый

Глодиолус

дальневосточный

Живокость высокая

Ипомея

Космея садовая

Космея жёлтая гибридная

Колендула лекарственная

Колендула розовая

Колендула лимонная

многолепестная

Маргаритка

Подсолнух «медвежонок»

Подсолнух «солерос»

Портулак красный

Пион молочноцветковый

Петуния гибридная

Полынь декоративная

Ромашка аптечная

Сурепка декоративная

Настурция садовая

Шафран

жёлтый

Шлемник декоративный

Перечень дикорастущих травянистых растений доступных для наблюдения :

Астрагал перепончатый;

Вьюнок полевой;

Горец растопыренный;

Горноколосник обыкновенный;

Житняк гребенчатый;

Костёр сибирский;

Клоповник серый;

Лапчатка прямостоячая;

Лапчатка вильчатая;

Лапчатка пижмолистная

Липучка незабудковая;

Мятлик луговой;

Мятлик растопыренный

Овсянница Литвинова;

Осока твердоватая

Остролодочник тысячелистный;

Одуванчик лекарственный;

Пырей бескорневищный;

Пырей гребенчатый;

Подорожник средний;

Полынь холодная;

Полынь Сиверса;

Проломник северный

Подмаренник северный;

Резнуха повислая;

Стеллера карликовая:

Скерда разноцветная;

Соссюрея горкуша;

Термопсис ланцетный;

Цимбария даурская;

Эриопогон щетинистый;

Тема недели: «Птицы»

Лексикограмматические темы:

-Весна. Птицы.

-Осень. Перелётные птицы.

-Птицы зимой.

СЛОВАРЬ

Предметы: Ласточка, соловей, грач, дрозд, скворец, жаворонок, журавль, цапля, кукушка, чиж, стриж, перепёлка, щегол, лебедь, ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, трясогузка, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь, дятел, зимородок, клёст;

домашние птицы (названия);

гнездо, яйца, скворечник, кормушка, птенцы, родина, юг, корм, голод, холод, перелёт, зимовка.

Действия: летать, возвращаться, зимовать, кормить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, чирикать, щёлкать, ворковать, гоготать, шипеть, крякать, кудахтать.

Признаки: быстрые, проворные, перелётные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, домашние, дикие.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, голосистая, щебечущая, белогрудая, красивая, звонкоголосая, забавная…

Подбери действия:

Ласточка – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, добывает корм, заботится…

Подбери родственные слова:

Снегирь – снег, снегириха, гнегирёнок, снежок, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, Снегурочка, снежный, снегирный…

Образуй признак (от предметов) :

Ворона – вороний, вороново, воронья, воронье.

Образуй признак (от действий) :

Летать – летящий, летевший, летающий.

Подбери предметы к признакам:

Журавлиный – клюв, клин, крик;

Журавлиная – стая, песня;

Журавлиное – крыло, перо.

Образование сложных слов:

Водоплавающие, насекомоядные, зерноядные.

Назови ласково: ворона – воронушка; журавль – журавлик, журавушка.

Назови детёнышей (птенцов) : грач – грачонок, журавль – журавлёнок…

Скажи иначе (синонимы) :

Летать – порхать, носиться, мчаться, виться, парить, реять…

Проворная (ласточка) – ловкая, шустрая, юркая, увёртливая…

Расскажи о птице по плану:

Кто это (название?

Какая это птица (перелётная, оседлая, кочующая?

Внешний вид (размер, окраска перьев, строение).

Чем питается?

Как поёт?

Как зимует?

Птенцы.

Видовой состав птиц Забайкалья, доступных для наблюдений с детьми :

Большой пёстрый дятел

Воробей домовой

Воробей полевой

Ворона обыкновенная

Голубь сизый

Галка даурская

Жаворонок полевой

Коршун чёрный

Крачка речная

Кукушка обыкновенная

Поползень обыкновенный

Синица большая

Стриж белопоясный

Сорока обыкновенная

Сорока голубая

Свиристель

Трясогузка белая

Чайка озёрная

Тема недели: «Домашние животные»

Лексикограмматические темы:

-Домашние животные.

-Домашние животные зимой.

СЛОВАРЬ

Предметы: названия животных, их детёнышей, стадо, пастух, ферма, конюшня, сено, трава, луг, овёс, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко, масло, творог, сыр, кефир.

Действия: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, царапает, лягает…

Признаки: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Собака – сторожевая, охотничья, умная, добрая, злая, преданная, забавная, игривая, шаловливая.

Подбери действия:

Собака – лает, кусает, сторожит, охотится, охраняет…

Подбери родственные слова:

Собака – собачка, собачонка, собачий, собаководство…

Образуй признак (от предметов) :

Собака – собачий, собачья, собачье, собачьи.

Образуй признак (от действий) :

Сторожить – сторожевая, лаять – лающая…

Подбери предметы к признакам:

Собачий – хвост, нос;

Собачья – будка, шерсть;

Собачье – сердце, ухо.

Назови ласково: Собака – собачка,.

Назови детё нышей: Собака – щенок, щенки, щенята…

Скажи иначе (синонимы) :

Собака преданная - верная

Опиши домашнее животное по плану:

Кто это (название?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть, строение).

Чем питается?

Повадки.

Детёныши.

Какую приносит пользу?

СЛОВЕСНОСТЬ

Образование и употребление Им. падежа множественного числа существительных

Котёнок – котята, жеребёнок – жеребята…

Повторение притяжательных прилагательных с суффиксом –ин

Это тётины котята. Бабушкин козлёнок.

Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам «На ферме», «На лугу», «Пастух», «На конюшне» и т. д.

Тема недели: «Речные морские и аквариумные рыбы»

СЛОВАРЬ

Предметы: рыба, хвост, чешуя, плавники, икра, мальки, гуппи, золотая рыбка, меченосец, сомик, вуалехвост, телескоп, барбус, камбала, акула, рыба-меч, рыба – пила, рыба-клоун, водоросли, кораллы, скат, сельдь, карась, окунь, щука, удочка, глубина, дно, невод, траулер

Действия: плавать, нырять, откладывать (икру, прятаться, притаиться, охотиться, защищаться

Признаки: аквариумная,речная, морская, хищная, глубоководная, серебристая, быстрая, редкая, незаметная, яркая,золотистая;

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

аквариум – большой, вместительный, красивый, стеклянный, круглый,.

Подбери действия:

Щука – плавает, охотится, прячется, маскируется…

Подбери родственные слова:

рыба – рыбный, рыбак, рыбка, рыбозавод, рыбёшка…

Образуй признак (от предметов) :

рыба – рыбный, рыбная, рыбное,.

Образуй признак (от действий) :

Хищник – хищная, плавать -плавающая…

Подбери предметы к признакам:

Рыбный – суп

Рыбный -бульон;

Рыбное – место.

Назови ласково: рыба-рыбка,.

Опиши рыбку по плану:

Кто это (название?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть, строение).

Чем питается?

Повадки.

Где обитает?

Тема недели: «Зима»

СЛОВАРЬ

Задачи:

Использование в речи слов:

Предметы: время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, изморозь, гололёдица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы (зимующие, кочевые, звери, зимовье, кормушка, одежда (зимняя, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, позёмка, холод.

Действия: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит…

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, тёплые, скользкий, веселые, мягкий.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Зима – холодная, весёлая, злая, суровая, морозная, длинная…

Снег – белый, пушистый, мягкий, мокрый, сухой, блестящий, хрустящий, серебристый, сверкающий, падающий…

Подбери действия:

Снег – падает, кружится, лежит, покрывает землю, хрустит, скрипит, сверкает, серебрится, темнеет, тает…

Подбери родственные слова:

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь…

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, озимые, зимородок, зимник, зимующие, предзимье, зимовщик…

Мороз – морозец, морозить, замораживать, подмораживать, заморозки, морозилка, морозный, мороженое…

Лёд – ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледостав, обледенение, ледяной, подлёдный, ледоруб, гололёд, гололёдица, ледовый, Ледовитый.

Образуй признак (от предметов) :

Январь – январский.

Холод – холодный.

Образуй признак (от действий) :

Сверкать – сверкающий.

Зябнуть – зябнущий.

Подбери предметы к признакам:

Снежный – ком, дворец, покров;

Снежная – буря, королева, долина;

Снежное – поле, облако, покрывало;

Снежные – заносы, завалы, сугробы.

Скажи иначе (синонимы) :

Холодная зима – лютая, суровая, студёная, морозная…

Снег блестит, – сверкает, серебрится, сияет, искрится, светится.

Расскажи о зиме по плану:

Как ты заметил наступление зимы?

Когда наступает зима в наших краях?

Совпадает ли наступление зимы с календарём?

Назови её первые приметы в природе.

Когда образовался лёд на нашем озере?

Зимние месяцы.

Признаки зимы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Птицы, которых можно встретить зимой.

Зимние забавы и развлечения.

Тема недели: «Дикие животные»

СЛОВАРЬ

Предметы: звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, ёж, барсук, енот, лось, олень, зубр, бизон, серна, сайгак, рысь, соболь, куница, норка, выдра, дзерен, манул, кабарга, тарбаган, бурундук, рысь, бобр;

тюлень, морж, котик, нерпа, песец, кит, дельфин;

лев, тигр, антилопа, жираф, шакал, леопард, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, буйвол, ягуар;

детёныши животных; Север, Юг, лес, тайга, пустыня, степь;

берлога, нора, пещера, дупло, гнездо, заросли, водопой;

рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура.

Действия: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться…

Признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный…

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Медведь – огромный, сильный, неуклюжий косолапый, бурый…

Подбери действия:

Медведь – бродит, переваливается, спит в берлоге, рычит, ревёт, лакомится мёдом, сосёт лапу…

Подбери родственные слова:

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка, медведище, медвежатина, медвежатник, медведка…

Образуй признак (от предметов) :

Медведь – медвежий, медвежья, медвежьи, медвежье…

Образуй признак (от действий) :

Рыскать – рыскающий, рыщущий.

Подбери предметы к признакам:

Медвежий – хвост, нос, глаз;

Медвежья – лапа, шерсть, шкура, берлога;

Медвежье – ухо, жилище, рычание.

Назови ласково: Медведь – Медведко, медведик, медведушка…

Назови детё нышей: Медведь – медвежонок, медвежата.

Скажи иначе (синонимы) :

Лиса хитрая – плутовка, лукавая, предприимчивая, сообразительная.

Опиши любое животное по плану:

Кто это (название?

Где живёт (Север, жаркие страны…Даурский или сохандинский заповедник)

Внешний вид (размер, окраска, шерсть).

Чем питается? Как добывает корм?

Повадки.

Враги. Как защищается?

Детёныши.

Тема недели: «Весна»

Лексическая тема :

Предметы: - месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, жаворонок…

Действия: - наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит…

Признаки: - ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные…

Лексико-грамматические упражнения

Подбери признаки:

Весна – ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, поющая, звенящая, бушующая, молодая…

Подбери действия:

Трава – пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет.

Подбери родственные слова:

Весна – весенний, весной, веснушки, «Веснянка»

Трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник, травосеяние…

Образуй признаки (от предметов) :

Весна – весенний, март – мартовский, птица – птичий.

Образуй признаки (от действий) :

Щебетать – щебечущий, лопаться – лопнувшие, журчать – журчащие.

Подбери предметы (к признакам) :

Весенний – день, дождь, гром;

Весенняя – гроза, капель, погода;

Весеннее –солнце, поле, поле;

Весенние – дни, цветы, каникулы.

Скажи иначе (синонимы) :

Птицы поют – чирикают, щебечут, заливаются, кричат.

Птицы проворные – быстрые, расторопные, шустрые, прыткие, ловкие, резвые.

Расскажи о весне по плану:

Какие приметы весны ты знаешь?

Когда наступает весна в наших краях?

Совпадают ли эти сроки с календарём?

Когда ты заметил первые приметы весны?

Какие это приметы?

Весенние месяцы.

Перелетные птицы.

Труд людей весной.

Выучи загадки о весне:

Тает снежок, цветет лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Сошли снега, шумит вода,

Все оживает, когда это бывает?

Есть у зимушки – царицы

Три пригожие сестрицы.

Вместе водят хоровод

Друг за другом круглый год.

(ОСЕНЬ, ЛЕТО, ВЕСНА)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

Март – протальник. Март неверен: то плачет, то смеётся.

Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай.

Апрель – снегогон. Апрель – с водою, май – с травою.

Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.

Пришёл месяц май – под кустиком рай.

Майский мороз не выдавит слёз.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Увидал грача – весну встречай. Летит скворец – зиме конец.

Весенняя закличка.

Приди к нам, весна, с радостью, с великой к нам милостью,

Веди за собой лето тёплое с рожью зернистою,

С пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым,

С ячменём усатым, с просом, гречею,

С калиной, малиной, с чёрной смородиной.

Тема недели: «Овощи и фрукты»

СЛОВАРЬ

Предметы: названия овощей и фруктов, сад, огород, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, семена, плоды, конеплоды,кожура…

Действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть…

Признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, варёные…

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Яблоко – спелое, румяное, наливное, сладкое, кислое, душистое, сочное, твёрдое, мягкое, красное…

Подбери действия:

Яблоко – растёт, зреет, наливается, падает, лежит, пахнет…

Подбери родственные слова:

Яблоко – яблочко, яблоня, яблонька, яблоневый, яблочный…

Образуй признак (от предметов) :

Яблоко – яблочный;

Капуста – капустный.

Образуй признак (от действий) :

Цвести – цветущий;

Спеть – спелый;

Вырастить – выращенный…

Подбери предметы к признакам:

Яблочный – пирог, сок, компот, кисель, уксус, мусс, торт;

Яблочная – карамель, запеканка, пастила, паста;

Яблочное – варенье, повидло, пюре.

Назови ласково: Яблоко – яблочко;

Опиши фрукт (овощ) по плану:

Что это?

Где растёт?

Форма.

Величина.

Окраска

Вкус.

Что и как из него можно приготовить?

Загадки:

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Сам алый сахарный,

Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Тема недели: «Осень»

Лексическая тема :

Предметы: - месяц, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, начало, конец, иней, лужи, ручьи, льдины, похолодание, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, листопад, трава, астры, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, клубни, сережки, урожай, погода, дождь, непогода. …

Действия: - наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, улетают, опадают, замерзают, зябнут, засыпают, замолкают, кричат, засыхают,, греет, светит, темнеет,желтеет, цветет, радует, бурлит…

Признаки: - ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, багряный, волшебная, цветущая, блестящий, перелетные, краснощекие, проворные, березовый,золотые, нежные…

Лексико-грамматические упражнения

Подбери признаки:

Осень – ранняя, прохладная, звонкая, холодная, поющая, звенящая, золотая, багряная

Подбери действия:

лист – опадает, парит, планирует, сохнет, вянет, желтеет.

Подбери родственные слова:

осень –осенний, осенины»…

Трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник, травосеяние…

Образуй признаки (от предметов) :

Осень -осенний, сентябрь - сентябрьский, птица – птичий.

Подбери предметы (к признакам) :

осенний – день, дождь, лист;

осенняя – трава, погода;

осеннее –солнце, поле, поле;

осенние – дни, цветы.

Расскажи об осени по плану:

Какие приметы осени ты знаешь?

Когда наступает осень в наших краях?

Совпадают ли эти сроки с календарём?

Когда ты заметил первые приметы осени?

Какие это приметы?

Осенние месяцы.

Перелетные птицы.

Труд людей осенью.

Тема недели: «Насекомые»

СЛОВАРЬ

Предметы: бабочка, крапивница, белянка, шмель, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, личинка, гусеница, куколка, кокон, жужелица, мошка, тля, божья коровка;

Крылышки, голова, брюшко, хоботок, лапки, надкрылья, личинка, яйцо, усики, куколка;

Полёт, жужжание, маскировка.

Действия: летать, порхать, жужжать, пищать, повреждать, прятаться, собирать, вредить, поедать, откладывать, ловить, приносить, ползать, опылять, жалить.

Признаки: красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, редкие, опасные…

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(образцы)

Подбери признаки:

Бабочка – красивая, разноцветная, белая, узорчатая, порхающая, восхитительная, лёгкокрылая…

Подбери действия:

Бабочка – летает, порхает, садится, восхищает…

Подбери родственные слова:

Муравей – муравьишка, муравьиная, муравейник, муравьище, муравьед…

Образуй признак (от предметов) :

Пчела – пчелиный;

Комар – комариный;

Образуй признак (от действий) :

Вредить – вредный;

Жужжать – жужжащий.

Подбери предметы к признакам:

Пчелиный –улей, рой, мёд;

Пчелиная – семья, пасека, матка;

Пчелиное – жужжание, семейство, молочко, жало.

Назови ласково: пчела – пчёлка, пчёлочка.

Посчитай от 1 до 10 и обратно:

Порхающая бабочка, жужжащий, жук, трудолюбивая пчела.

Расскажи о насекомых по плану:

Кто это (название?

Внешний вид (размер, окраска, строение).

Чем питается?

Где живёт?

Как передвигается?

Какие звуки издаёт?

Пользу или вред приносит?

Повтори загадки от насекомых:

В ярком платье модница – погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится – отдыхает. (Бабочка)

Кто над нами вверх ногами? (Муха)

Видовой состав насекомых, доступных для наблюдений с детьми.

Бабочки:

Аполлон

Желтушка

Белянка

Крапивница

Траурница

Ленточник тополевый

Углокрыльница

Боярышница

Голубянка

Жуки:

Жужелица;

Божья коровка семиточечная;

Божья коровка удивительная;

Листоед тополевый;

Долгоносик тополевый;

Усач луговой

Перепончатокрылые

Муравей чёрный

Муравей луговой

Прямокрылые

Кузнечик зелёный

Кобылка

Пчела

Шмель

Другие животные

Паук крестовик

Паук домовой

Паук сенокосец

Червяк дождевой

Двукрылые

Комар пискун

Муха обыкновенная

Муха шмелевидка

Муха журчалка

Загадки из книги Нищева Н. В. «система коррекционной работы в логопедической группе»

СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС. 2001, - 352 с.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

План работы с родителями на летний период 2016 года с учетом регионального компонента ИюньКонсультации «Как одевать ребенка летом», «Профилактика пищевых отравлений кишечных заболеваний», «Безопасность детей летом», «Первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексико-грамматические упражнения с учётом регионального компонента во время наблюдений в природе «Лес. Деревья. Кустарники»
Опубликовано: 29 января 2020 в 04:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД