Хомякова Наталья Ивановна
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и активизировать словарь и знания детей по данной теме
Задачи: - закреплять названия домашних птиц и их детёнышей;
- образовывать множественное число существительных
в именительном и родительном падежах;
- подбирать глаголы к существительным;
- работать с антонимами;
- согласовывать числительные с существительными;
- уметь отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую и общую моторику.
Публикация «Лексико-грамматическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: демонстрационные картинки домашних птиц и их
детёнышей, раздаточные картинки детёнышей домашних
птиц для обводки, фломастеры, картинки домашних птиц
для счёта.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Ребята, угадаете ли вы, о ком эти строчки?
Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (Курица.)
Ку-ка-ре-ку – кур стерегу! (Петух.)
Пи-пи-пи – воды попить. (Цыплята.)
Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка.)
Дети отгадывают загадки и по мере их отгадывания на доске появляются
картинки-отгадки.
- Догадались, о ком мы сегодня продолжим разговор?
- О домашних птицах.
2. Повторение.
- Каких домашних птиц вы знаете? (Дети отвечают.)
- Почему они птицы? (Тело покрыто перьями, есть две лапы, два крыла,
клюв.) А почему они домашние? (Живут возле дома, на птичьем дворе и
ухаживает за ними хозяйка (человек). Как? (Кормит их и поит.) За что?
( Они приносят пользу: яйцо, мясо, пух, перо.)
3. Образование множественного числа существительных в именительном
и родительном падежах.
На птичьем дворе у хозяйки много домашних птиц. Давайте отправимся на
птичий двор и поиграем в игру «Один – несколько – много».
Вот папы вышли во двор:
петух – петухи – много петухов
гусь – гуси – много гусей
селезень – селезни – много селезней
индюк – индюки – много индюков.
А за ними мамы вышли во двор:
курица – курицы – много куриц
гусыня – гусыни – много гусынь
утка – утки – много уток
индейка – индейки – много индеек.
И последними во двор вышли детё ныши:
цыплёнок – цыплята – много цыплят
гусёнок – гусята – много гусят
утёнок – утята – много утят
индюшонок – индюшата – много индюшат.
4. Подбор глаголов к существительным.
Пока птицы бегают во дворе, ищут зёрнышки и червячков, подумаем, что
умеют делать птицы.
Курица: кудахтать, клевать, бегать, ходить, клевать, пить, защищать,
оберегать (детёнышей…
Утка: плавать, ходить, бегать, пить, крякать, искать, переваливаться…
Гусь: гоготать, щипать, бегать, плавать, летать, пить…
Петух: кукарекать, летать, клевать, бегать, ходить, драться…
5. Физминутка.
Наши уточки с утра Идут вперевалочку.
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда Идут, вытягивают шею вперёд,
Га-га-га! Га-га-га! ставят руки назад, как крылья.
Наши курочки в окно Бьют руками по бокам невысоко.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок Поднимаются на цыпочках,
Рано – рано поутру бьют по бокам руками,
Нам поё т: «Ку-ка-ре-ку!» как крыльями.
6. Развитие мелкой моторики.
Бегали детёныши во дворе и спрятались от своих родителей, не видать их.
Помогите родителям отыскать своих деток – обведите их силуэты по
контуру, чтоб было понятно, чьи это детёныши.
После выполнения задания спрашиваю у ребё нка:
- Кого ты нашёл?
- Я нашёл утёнка… Я нашёл гусёнка… и т. д.
7. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
- Дети, у утки – гусята? У курицы - утята?
У индейки – цыплята? У гусыни – индюшата?
Дети отвечают правильно и показывают обведённых детёнышей их маме.
8. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем
У гусыни есть гусёнок. поочерёдно касаются
У индейки – индюшонок. остальных,
А у утки есть утёнок. начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши, Сжимают и разжимают
Все красивы, хороши! кулачки.
Нашли своих детёнышей мамы. А сейчас назовите, кто папа
у утят – селезень, у гусят – гусь, у индюшат – индюк, у цыплят – петух.
9. Игра «Всё наоборот». Работа с антонимами.
Утка большая, а утёнок - …маленький.
Цыплёнок молодой, а петух – …старый.
У гуся шея длинная, а у курицы - …короткая.
У курицы лапы без перепонок, а у утки - …с перепонками.
10. Согласование числительных с существительными.
Много на птичьем дворе бегает птиц. Давайте их сосчитаем. (Один петух.
Пять куриц. Восемь цыплят. Шесть уток. Два индюка. Три гусыни. И т. д.)
11. Итог занятия.
Где мы сегодня были? (На птичьем дворе.)
Кто там живёт? (Гуси, утки)