Папки-передвижки

Форма детского словотворчества «Лимерики»

Лариса Семёнова
Форма детского словотворчества «Лимерики»

Лимерик – форма детского словотворчества.

В соответствии с ФГОС одной из составляющей образовательной области «Речевое развитие» является – развитие речевого творчества детей. Одной из технологий по развитию связной речи дошкольников является сочинительство. Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение благотворно влияет на способность чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворного текста у детей закладываются основы для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержит рифмованные тексты, ребёнок не сможет овладеть богатством родного языка, так как рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства переживания человека. Исследователи детской речи установили, что дети 3-6 лет имеют естественную потребность в стихосложении, стихотворчестве. Веселые смешные, устрашающие стихи-дразнилки – это словесная игрушка ребёнка. И в то же время детская поэзия это свой особый свойственный только детям взгляд на мир. Дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении загадок, стихотворных текстов, сочинении сказок и творческих рассказов. В связи с этим я поставила перед собой следующую цель: Создание условий для развития словотворчества детей. Для решения данной цели определила такие задачи, как:

Публикация «Форма детского словотворчества „Лимерики“» размещена в разделах

• Создать предпосылки поэтического восприятия стихотворных текстов.

• Учить детей находить созвучие в словах и словосочетаниях

Для своей работы я взяла такую форму работы для решения этой задачи как «ЛИМЕРИКИ». Лимерик – это короткий стишок, состоящий из 5 строк, его ещё называют узаконенной нелепицей, нонсенс. Мастером этого жанра считают поэта и художника Эдварда Лира. Как правило, это стихотворение из 5 строчек, которые рифмуются следующим образом: первые две строчки рифмуются между собой,3-4 строчки рифмуются между собой, 5 строчка не рифмуется - это вывод. Например: «Жил был пёс красивый нос, сторожил он дом и двор, а потом взял и ушёл. Не хороший пёс».

Этапы работы над лимериками :

1) с подбора слов схожих по звучанию.

2) затем нескольких слов.

3) далее подбор слов к предметным картинкам.

4) подбор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются.

5) придумывание по рисункам детей.

Основная форма работы - игровые упражнения, поэтому свою работу мы начали:

«Складные картинки»

«Придумай рифмованное слово»

«Придумай рифмованные строчки»

Составление лимериков.

«Сочиняем разные лимерики»

«Стишок про нас»

«Придумай стишок про занятие».

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов:

«О ком? О чём?»

«Доскажи словечко»

«Склад – не склад»

«Чистоговорки»

«Сочини дальше»

«Исправь меня»

«Сочиняем стишок и его запишем»

«Дразнилка»

В результате работы над данной темой дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении. Для детей группы такие упражнения проходят, как небольшие развлечения, в которые они могут играть в течение дня.

Характеристика текста лимерика :

Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка: Жил – был (объект)

2 строчка: Сравнение или указание на свойство объекта

3, 4 строчки: Действие или взаимодействие с другими объектами

5 строчка: Вывод (утверждение или мораль)

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

«О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

1. О каком объекте идет речь?

2. Какими признаками наделен объект?

3. Какие действия он совершал?

4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко»

Учить детей подбирать рифмующиеся слова. Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевала – глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. ПР. : Са – са – са – прилетела в сад оса. Ща – ща – ща – мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень.». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня»

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д.

«Дразнилка»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом - лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, и т. д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

Лимерики, сочиненные детьми.

Зимушка веселая Мальчишки смешные

Снежная морозная Сильные, веселые

Погулять мы все пойдем. Носят брюки и штанишки

И снежков там наберем. Вот такие ребятишки

Чтобы не растаяли. Очень интересные

Девчонки любят наряжаться Нам рисунок с вами дали

Петь и танцевать Мы его разрисовали,

Когда они пришли домой, Красками цветными

Испугался домовой. Очень озорными.

Такие страшные девчонки. Вот такой рисунок!

Математика у нас Робот сильный и тяжелый

А занятие просто класс! Мы пойдем с ним погулять

Научились мы считать, Покатаемся на горке,

Цифры сразу узнавать. В группу мы возьмем опять.

Мы – математики! Уберем на место.

Игра-шагалка Динозавр очень злой

Очень интересная Сильный и рогатый.

Кубики бросаешь, Не боимся мы его,

Дальше все шагаешь. Он ведь не бодатый.

Вот и победил! Добрый!

На прогулке просто класс! Пиратики-лохматики

Очень весело у нас! Пиратики-стрелятики

Наблюдаем и играем. Очень любят танцевать

И друг другу не мешаем. Петь и воображать!

Хорошо гулять! Как вы думали?

На прогулку мы ходили,

Горку снежную лепили.

А сейчас катаемся,

Все мы забавляемся!

Хорошо на горке!

Публикации по теме:

Аквааэробика как форма развития детского организма «Аквааэробика как форма развития детского организма» Инструктор – методист д/с «Радуга» п. Тазовский Бережнова Е. Н. «Вода, у тебя.

День открытых дверей в ДОУ — как форма взаимодействия детского сада и семьи 1. Взаимопознание День открытых дверей в ДОУ – как форма взаимодействия детского сада и семьи Тема проекта: «День открытых дверей в ДОУ».

Акция как форма работы с родителями и средство сплочения детского коллектива Мельникова Валентина Михайловна воспитатель, первая квалификационная категория Акция как форма работы с родителями Когда я взяла группу.

Форма взаимодействия с семьей — конференция. Курсы повышения квалификации Оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей Руководитель: Жигалова Наталья Павловна 10.10.2016-19.10.2016.

Форма знакомства с картойФорма знакомства с картой Дети подготовительной группы расширяли представления о карте, материках, океанах параллельно с прослушиванием стихотворений писателей.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей «Приемы работы. Словесные игры и упражнения» Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей. В работе над словообразованием используйте приемы: Дидактические.

Портфолио — форма аттестации Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного.

Спортивная форма воспитанников детского садаСпортивная форма воспитанников детского сада Спортивная форма воспитанников в детском саду. Многие воспитатели и специалисты по ФК наверняка сталкивались с таким вопросом, как спортивная.

Стенгазета как форма работы с родителямиСтенгазета как форма работы с родителями Уважаемые коллеги! Хотелось бы познакомить вас со своими стенгазетами, которые стали неотъемлемой частью моей работы. Стенгазеты являются.

Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника Речь – сложная и специально организованная деятельность, которая является регулятором человеческого поведения. Речь принимает участие в.

Автор публикации:
Форма детского словотворчества «Лимерики»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 17:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД