Галина Видяйкина
Логико-математическая сюжетная игра в старшей группе на основе блоков Дьенеша «Спасатели приходят на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша на занятии математического цикла.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей производить логические операции «не», «и», «или»; с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Развивающие:
Публикация «Логико-математическая сюжетная игра в старшей группе на основе блоков Дьенеша „Спасатели приходят на помощь“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пожарная безопасность
- Спасатели МЧС
- Спасатели МЧС. Сюжетно-ролевые игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Темочки
Развивать у детей умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Развивать у детей умения разбирать множества на классы по совместным свойствам.
Способствовать развитию речевой деятельности: высказывание суждений, доказательства, коммуникативных навыков в общении со сверстниками.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, самостоятельность, интерес к познанию нового.
Воспитывать стремление к достижению поставленной цели, умение работать в коллективе.
При подготовке непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с другими областями:
1. «Речевое развитие»
- рассматривание иллюстраций «Кинолог», «Водолаз», «Медицинские работники»;
- составление рассказов на тему «Я спасатель»
- чтение и разучивание стихотворений.
2. «Социально – коммуникативное развитие
- просмотр презентаций по теме «Профессия спасатель»;
- сюжетно – ролевые игры «МЧС», «Пожарные», «Один дома»;
- игры с напольным конструктором «Пожар в городе»;
- Д. И. «Спаси игрушку», «Спасатели»; «Найти и обезвредить»;
- решение проблемных ситуаций «Если бы…»
3. «Художественно – эстетическое развитие»
- прослушивание песен: «Песнь спасателю», «Вокруг дым», «Песня про спасателей»;
- рисование на тему «Спасатели важны и нужны»
4. «Физическое развитие»
- игры – эстафеты «Спасение игрушки», «Собери рюкзак для спасателя»
- п. и. «Потуши огонь»
Методические приё мы:
Наглядные (рассматривание).
Словесные (проблемные вопросы, объяснения, обсуждения, общение, напоминания).
Практические (проблемные, практические ситуации).
Игровые (сюрпризный момент, проблемно-игровые ситуации).
Виды детской деятельности: анализ схем, кодовых обозначений блоков Дьенеша; обсуждение и планирование действий всех играющих в ситуациях связанных с декодированием карточек; дидактические игры с блоками Дьенеша «Помоги фигурам выбраться из леса», «Автотрасса (построй дорожку)», «Восстанавливаем разрушенный город», высказывание собственных умозаключений; выполнение двигательных упражнений.
Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, кодовые карточки и схемы; плоскостные геометрические фигуры, медали; ноутбук.
Взаимодействие с родителями:
Предложить родителям:
Консультацию по теме «Игры детей с блоками Дьенеша»
Рассказать детям о службе спасения. О людях разных профессий, которые входят в службу спасения : пожарные, кинологи, водолазы, медики и т. д.
Ход игры:
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И заниматься мы начнем.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите о ком оно.
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
Дети: О спасателях.
Воспитатель: Ребята, так кто такие спасатели?
Дети: Спасатели - это люди, которые помогают тем, кто попал в беду.
Воспитатель: Спасатели – отважные и решительные люди. Они всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасают жизни людей во время бурь, смерчей, ураганов, пожаров, наводнений. Ребята, слышите, кто – то просит о помощи?
Звучит запись просьбы («Спасите! Помогите!»)
Воспитатель: Давайте с вами сегодня будем спасателями, ведь кто – то нуждается в помощи. Согласны?
Дети: Да!
Звучит запись:
«Мы жители города геометрических фигур. У нас случилась беда. На наш город обрушился ураган – дома, дороги разрушены, а жители города потерялись в лесу. Помогите нам!»
Воспитатель: Ну, что спасатели готовы помочь жителям города?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам побыстрее оказаться в городе геометрических фигур:
Повертелись, покружились
И в городе геометрических фигур мы очутились.
Воспитатель: Спасатели, посмотрите вот и лес с жителями города. Давайте поможем им выбраться из чащи.
Воспитатель: Для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки?
Дети: Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами. Перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам.
Воспитатель: Возьмите по одному блоку и помогите им выйти из леса.
Работа с блоками.
Воспитатель: Вот мы и помогли фигурам выйти из леса, нужно их проводить до города. Посмотрите, ураган разрушил дорогу. Вновь нужна наша помощь. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, дорогу нужно построить из плоскостных фигур опираясь на правила, которые записаны в таблице. В таблице стрелки показывают, какая за какой по форме и размеру фигура должна идти.
Дети разбирают правило: за маленьким треугольником стоит большой квадрат, за большим квадратом – большой прямоугольник, за большим прямоугольником – маленький круг, за маленьким кругом – маленький треугольник и т. д. Затем выбирают нужную фигуру и прикладывают ее к дорожке.
Воспитатель: Молодцы, спасатели. Устали немного?
Дети: Да.
Физминутка
Воспитатель: Давайте отдохнем. Возьмите по одному блоку, обследуйте его. Сейчас я буду показывать карточку, на которой обозначено одно из свойств блоков и давать задание. Те ребята у кого блок соответствует заданному свойству выполняет задание.
Например:
Красные блоки – прыгают;
Треугольные – приседают;
Толстые – наклоняются;
Прямоугольные – топают;
Большие и маленькие – кружатся.
Воспитатель: Ну что ж, вот мы и в городе геометрических фигур. Посмотрите, дома жителей совсем разрушил ураган. Нужно помочь построить новые. Справитесь с заданием?
Дети: Да.
Воспитатель: Для дальнейшей работы мы разделимся на небольшие группы.
Воспитатель помогает детям разбиться на подгруппы.
Воспитатель: Спасатели, внимательно рассмотрите схемы и из блоков постройте новые дома.
«Спасатели» рассматривают схемы и строят дома.
Воспитатель: Молодцы, спасатели!
Звучит запись:
«Спасибо, большое за помощь. Вы настоящие спасатели и за это мы хотим вам подарить медали»
Звучит песня о спасателях. Дети надевают медальки.
Воспитатель: Ну а нам пора возвращать в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам вернуться назад :
Повертелись, покружились
И в детском саду мы очутились!
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Что вам понравилось?
Что вызвало трудности в работе?
Что было очень легко выполнять?
Мне, понравилось, какими вы были у меня храбрыми, внимательными и как вы быстро справились с заданиями. Вы такие, молодцы, я вами горжусь!