Любовь Басенко
Логопедическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить у них появление тяжелой речевой патологии. Тактика «выжидания» в данном вопросе себя полностью изжила и должна быть заменена активной специальной помощью детям, начиная с раннего дошкольного возраста. Практика указывает на желательность осмотра ребенка логопедом уже в конце первого года жизни.
Публикация «Логопедическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
К факторам риска речевых нарушений, как известно, относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей. По данным российских ученых, около 90 % рождающихся в России детей попадают в группу риска. Дети группы риска должны находиться под наблюдением детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя коррекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других. Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста должна включать в себя комплекс лечебных, педагогических и социальных воздействий.
В настоящее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, у которых отсутствует речь. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.
Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с различными задержками психоречевого развития, в том числе ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром и развитию речи.
Даже опытные логопеды, обследуя безречевого ребёнка, не всегда могут с точностью назвать речевой диагноз. Действительно, трудно выделить первичное нарушение и его вторичные проявления. Как правило, требуется дополнительное динамическое изучение. Необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами (неврологом, лором, психиатром). У неговорящего ребёнка необходимо уточнить состояние слуха. Это нужно для отграничения детей со сниженным слухом от детей с сенсорной алалией, с РДА, с интеллектуальными нарушениями. Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда ребёнок имеет сочетанное расстройство, например, незначительное снижение слуха, задержку психоречевого развития и нарушение центральных слуховых процессов; детский церебральный паралич и моторную алалию; вторичную аутизацию при детском церебральном параличе и др.
Порой бывает трудно решить, насколько такой ребёнок нуждается в особом внимании. Действительно, непросто судить, что преобладает — неумение или нежелание ребёнка использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки неговорящего ребёнка и помощи ему.
Вначале нужно выяснить особенности понимания речи и уровень активного словарного запаса. Если ребенок идет на контакт, предложить ему выполнить инструкции и назвать предметы и изображения на картинках. Нужно понаблюдать за ребёнком в игровой и бытовой деятельности. Необходимо выявить степень владения практическими навыками: в самообслуживании, бытовых действиях, предметно-практической деятельности. Многое зависит от ответа на следующие вопросы: как ребёнок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребёнок развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их?
Ребенок не обучается и развивается, а «развивается, обучаясь и воспитываясь» (C.Л. Рубинштейн). Если ребенок имеет недостатки психофизического развития, то нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у такого ребенка разные формы активности и обеспечить общее развитие.
Главная задача подготовительного этапа: установить эмоциональный контакт с ребёнком, добиться положительного отношения к логопедическим занятиям, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения.
Следующий этап – основной. Коррекционная работа на основном этапе подразделяется на три периода.
В первом периоде в центре внимания — воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.
Во втором периоде формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.
В третьем периоде — формируется связная речь, особо сложная коммуникативная деятельность, коммуникативные умения, автоматизация грамматических структур.
Основные направления работы на подготовительном этапе:
— установление зрительного и эмоционального контакта;
— подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;
— настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;
— повышение уровня общей активности ребёнка;
— организация произвольного внимания, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
На этом этапе не рекомендуется употребление слов «повтори», «скажи», поощряется и активизируется употребление невербальных средств.
Ситуацию общения желательно организовывать так, чтобы она была комфортной для ребёнка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. «Эмоциональное поглаживание» способствует развитию положительных эмоций — удивления, радости, интереса.
Для того чтобы сформировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность, целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Эти задания развивают сосредоточение внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами. В простейших играх мы поддерживаем сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкреплённые сенсорными эффектами, расширяется взаимодействие взрослого и ребёнка, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Мы стимулируем детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии, обыгрываем их звуковые реакции. Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с интересами и пристрастиями конкретного ребёнка. По возможности мы стараемся сглаживать неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывая словесную формулу на аффективные реакции ребёнка. В ответ на любые звуковые реакции используем положительное подкрепление, вплоть до пищевого.
Работа на основном этапе ведется по нескольким направлениям:
— развитие понимания речи, простейших инструкций, уточнением и расширением пассивного словаря
Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают.
Для развития понимания речи необходимым условием является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Положительной предпосылкой, способствующей формированию и совершенствованию понимания речи, является развитие двигательно-кинестетического анализатора. Первая связь слова с определенным предметом создается на основе сочетания его слухового обозначения со зрительно-кинестетическим ощущением этого предмета. Таким образом, ребенок осязает, ощупывает, исследует тактильно.
Учитывая все эти особенности, неговорящему ребенку предлагают для запоминания яркие игрушки, отличающиеся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, размеру, форме и материалу. Используются для запоминания двуслоговые слова, например, ляля, миша, лиса, киса и другие. Предъявление игрушек неговорящим детям имеет ряд особенностей:
• на обучающих занятиях одномоментно с предъявлением игрушки произносят слово, обозначающее ее название;
• слово произносят в моменты фиксации взора на игрушке или игрушка пассивно располагается в поле зрения ребенка. Слово — название игрушки произносится во время совместного фиксирования внимания, совместного наблюдения за действиями с предметом;
• предъявляемое слово произносится мелодично, певуче, на разные интонации с некоторым интервалом;
• вырабатывая понимание данного слова, включают слуховой, зрительный и кожно-мышечный анализаторы, пассивно выполняют рукой ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывание, поглаживание);
• в момент проверки узнавания предмета по названию произносимое слово включается в простую фразу, где значительно выделяется интонацией;
• узнавание предмета по слову определяется по попытке остановить взор на игрушке или повороту взора или головы в направлении контрольного предмета.
Выработав узнавание названия одного предмета, переходят к новой игрушке, которая занимает место, пространственно отличное от предыдущего. Постоянно стремятся обогатить впечатления ребенка, что также способствует развитию понимания речи.
На этом направлении работы отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:
1) названия простых действий;
2) названия окружающих предметов;
3) названия игрушек;
4) понимание инструкций;
5) название окружающих явлений;
6) формирование обобщающих понятий;
7) узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинке;
и другие.
Занятия по развитию понимания речи проводят в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.
Все логопедическое занятие строится в виде игры, которая является важнейшим процессом познания.
— стимуляция речевой активности, побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка.
Самое большое место в логопедической работе с неговорящими детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.
Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, тем самым стимулируют аутоэхолалии, которые способствуют развитию речедвигательного и слухоречевого анализатора, а вместе с тем и лепетной активности. Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов по подражанию, то есть способствуя развитию физиологических эхолалий, используют три вида упражнений:
• вызывают ответные звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует эхолалии;
• произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;
• произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные для уровня его артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и языка, например, удерживает губы при произнесении звуков «о», «и», «у».
Как и в норме, процесс усвоения звуков у неговорящих детей определяется постепенностью развития функции речедвигательного анализатора.
Последовательность появления звуков следующая — гласные (а, у, сонорные (носовые) и шумные согласные и их противопоставления (м, п, б, н, т, д, звонкие и глухие (п-б, т-д).
Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок ко все более тонким. Усвоение конкретных звуков осуществляется постепенно в процессе перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному.
Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают предметы, действия, явления и чувства ребенка («у» — машина, «а» — плач, «о» — ревет медведь, «и» — смех, улыбка, «ко-ко» — курочка, «га-га» — утка, «му» — корова и т. п.).
— развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
— развитие мелкой моторики
Движения пальцев кистей рук имеет особое развивающее значение. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение, не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка.
— формирование навыков артикуляционной моторики
Важной частью логопедической работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Логопедический массаж
Цель: нормализация мышечного тонуса и выработка положительных кинестезий.
Дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц проводится при асимметрии, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах.
Кроме приемов ручного массажа, используется зондовый массаж. Логопедический массаж проводится на каждом занятии по 15-20 минут.
Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности и объема движений губ, языка, развитие их подвижности.
Пассивная гимнастика
Пассивная гимнастика, проводимая с детьми, направлена на усиление активности губ и языка.
Активная гимнастика
Особое внимание уделяется активным движениям языка и губ, которые необходимы для развития четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц.
На этом этапе ребенка обучают таким произвольным движениям как: «поцелуй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком» и т. д.
— работа над дыханием
Целью данной работы является увеличение силы и длительности выдоха.
Проводят активные дыхательные движения с включением элемента подражательности:
— учат ребенка дуть на ватные шарики — игра «футбол», дуть на «султанчик», дуть в дудочку, дуть на разноцветных бумажных бабочек и т. д. (при этом пассивно удерживают определенную позу губ «хоботок»);
—учат игре на губах.
—развитие фонематического слуха, слухового внимания и слуховой памяти
У неговорящих детей необходимо развивать акустические установки на звуки и голос человека, развивать слуховые дифференцировки.
Работа по данному направлению осуществляется по следующим разделам:
1. Развитие неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
Неречевые звуки учат различать:
— по способу воспроизведения;
— по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
— по их ритму;
— по силе звуковых раздражителей;
— по долготе звучания.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать
слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки.
2. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, восприятия речи окружающих людей.
При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а затем прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
Таким образом, раннее выявление и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста становится неоспоримой. Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии.