Лучший педагог года

Логопедические игры с водой

Марина Истрашкина
Логопедические игры с водой

Логопедические игры с водой

Развивающий секрет игр с водой :

-акватерапия объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Публикация «Логопедические игры с водой» размещена в разделах

- в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире;

-дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

-помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

-сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

-бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

-в процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

- в процессе сравнения формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

-формируются геометрические представления, для чего используются пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр:

игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п. ;

игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В магазинах игрушек продаются специальные наборы для игры с песком, а также игрушки и приспособления для игры с водой. Но многое можно сделать своими руками: из пластиковых упаковок от продуктов, из пенопласта, из картона. Различные пластмассовые баночки хорошо использовать в качестве формочек. Особенно могут пригодиться пластиковые бутылки из-под минеральной воды и лимонада. Из них можно делать совочки, воронки, брызгалки. Поверьте, дети с не меньшим увлечением играют с «самоделками», чем с игрушками из магазина. Особенно если все игрушки появляются на его глазах и с его участием.

В воде — весёлые водяные человечки. Оказывается, они очень любят играть друг с другом. Водяные человечки сделали рядом с домом озеро, наполнили водой речку, Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово: потешки, стихи, в дальнейшем — описательные загадки. Такие игры желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. В естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи

· Надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Буря»

Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.

«Морская прогулка»

Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:

- положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны».

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде.

«Накажи непослушный язычок»

губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

произносить звук р, рисовать на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку воде.

«Горочка»

Набрать в руку воду и произносить звук С, выливая воду из ладошки.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в воду, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на воде, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз»

Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

«Два моря»

Таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

«Шторм»

На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

Формирование слоговой структуры слова.

«Камешки»

Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

Словарная работа.

«Сложные слова»

Ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».

«Родные слова»

В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница, приводнился (гидросамолет).

«Я делал - я сделал»

глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т. д.

Совершенствование грамматического строя речи.

«Лодочка»

В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Подготовка к обучению грамоте.

«Поймай букву»

Ребенок по заданию логопеда удочкой с магнитом вылавливает со дна ванночки заданные буквы.

«Гласные-согласные»

ребенок по заданию логопеда выдавливает удочкой буквы, обозначающие гласные или согласные звуки.

«Составь слово»

ребенок по заданию логопеда удочкой вылавливает буквы и составляет слово.

Связная речь.

«Что случилось?»

в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Расскажи сказку»

используя плавающие свечки с закрепленными на них изображениями героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

«Придумай историю»

используя игрушки по выбору или плавающие свечи, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

«Рыбка»

выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Публикации по теме:

«Деревянный акробат» — логопедические игры с карандашом по развитию мелкой моторики Если вы заметили, дети любят крутить, теребить что – либо в руках. Используем этот шанс для развития мелкой моторики. Предлагаю вашему вниманию.

«Играя, учимся читать!» Логопедические игры в детском саду«Играя, учимся читать!» Логопедические игры в детском саду Хочу поделиться игрой, которую ребятки сами изготовили, поэтому она для них вдвойне интересна. Мы решили изготовить гирлянду из флажков,.

Логопедические игрыЛогопедические игры Игра Классификация предметов по картинкам Цель: активизация словаря Описание: Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их.

Логопедические игры «Резиночки на пальчики» и «Поймай картинку»Логопедические игры «Резиночки на пальчики» и «Поймай картинку» "Резиночки на пальчики" Цель: - Развивает мелкую моторику пальцев рук. - Быстроту реакций. - Внимательность. - Зрительное восприятие..

Логопедические игры: чтобы ребенок хорошо говорил Вы замечаете, что речь вашего ребенка заметно отличается от речи его сверстников. Вам кажется, что ваш ребенок плохо говорит. Мысль о том,.

Логопедические игры для автоматизации трудных звуковЛогопедические игры для автоматизации трудных звуков Цель: Автоматизация трудных звуков в словах. Задачи: - Развивать умение классифицировать предметы. - Закрепить навык выделять лишний предмет.

Логопедические игры с мячом Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего.

Консультация «Логопедические игры со старшими дошкольниками» Игры в логопедической работе с детьми. Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушением словарного.

Логопедические игры своими рукамиЛогопедические игры своими руками 1."Угадай картинку" Игра представляет собой коробочки со сменными картинками внутри, засыпанными какой-либо крупой. Дети разгребают пальчиками.

Логопедические игры и упражнения «Лес. Ягоды. Грибы» ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Возле леса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические игры с водой
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 13:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД