Елена Смирнова
Логопедический проект «Говоруша» по активизации словаря и развитию связной речи у детей с ОВЗ посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К. Д. Ушинский
Гипотеза: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Логопедический проект „Говоруша“ по активизации словаря и развитию связной речи у детей с ОВЗ посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Проблема: активизация словаря, развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-дефектолог/логопед. Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОВЗ является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.
Проектная идея: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольниковс ОВЗ к обучению в школе.
Актуальность: в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Эта актуальность возрастает с детьми с двуязычием.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы дошкольной дидактики. Воспитательно-образовательная работа с детьми с ОВЗ осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:
1. Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
2. Принцип активности – предполагает у воспитанников высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
3. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
4. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
5. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Пояснительная записка
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
В последние годы практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Активизация словаря – увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых понимается ребенком. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Одним из методов активизации словаря и развития связной речи выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Педагог должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155, «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
.
Цель проекта: Активизация словаря и развитие связной речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством дидактических игр
Задачи проекта:
1. создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом
обогащение, закрепление и активизация словаря: развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т. д. ; учить слова, обозначающие пространство - вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно - ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
3. совершенствование грамматической правильности речи;
4. формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи, побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
5. Организовать педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность
6. сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: создание условий для реализации проекта.
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Оснащение предметно-развивающей среды
3. Изучение учебно-методической литературы по данной теме
4. Подбор игровых упражнений и дидактических игр.
5. Подбор наглядного материала (плакатов, фотографий, презентаций и др.)
6. Перспективное планирование проекта
2 этап – основной (практический)
Цель: реализация системы работы по теме проекта.
1. Создание в группе условий для реализации проекта: Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом
2. деятельность в соответствии с планом проекта: проведение разнообразных форм образовательной деятельности по активизации словаря и формированию связной речи дошкольников
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы
4. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность, консультирование родителей
3 этап – заключительный
Цель: подведение итогов реализации проекта.
1. Повторный мониторинг речевого развития дошкольников
2. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
3. Декада «Говоруша»
4. Фотоотчет
Методы и приемы:
• игровой;
• творческий;
• словесный;
• наглядный;
• практический;
• использование ИКТ;
• развивающие игры.
Предполагаемый результат: наполняемость словаря и развитие связной речи в пределах или в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры: ребенок владеет речевыми умениями:
• имеет богатый словарный запас
• умеет обратиться за помощью к взрослым
• с интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
• Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;
• безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;
• речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Оснащение развивающей среды: оформление речевого уголка «Говоруша». Подборка книг, предметных картинок, настольно-печатных и дидактических игр по теме.
Примерное перспективное планирование
дидактических игр по активизации словаря и развитию связной речи
у детей с ОВЗ в совместной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и в режимных моментах согласно годовому планированию лексических тем в ДОУ
Период Содержание работы, цель
Сентябрь 1. Д/и «4 лишний» - учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять их отличие.
2. Отгадывание загадок об игрушках – обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
3. Д/и «Найди и назови» - развитии дифференцированности восприятия, умения отличать объекты по форме, цвету и размеру, находить их по заданным признакам.
4. Составление загадок об игрушках.
Составление сравнительно – описательных рассказов 1. Д/и «Что изменилось?» - сравнение картин с изображением лета и осени.
2. Д/и «Ящик ощущений» - расширять словарный запас, характеризуя предметы, их качества и свойства.
3. Д/и «Художественный салон» - развивать умение устно описывать выбранный предмет; сосредотачиваться на чем-либо.
4. Д/и «Угадай, что получится» - развивать творческое мышление, обучая детей видеть необычное в обычном, находить творческое решение проблемных заданий.
5. Д/упр. «Осень в городе» - подбор признаков.
6. Д/упр. – Докажи, что на картине осень – узнавании е явления природы по характерным признакам.
Октябрь 1. Д/И «Что сажают в огороде?» - научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению)
2. Д/И «Найди о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечисленным признакам.
3. Д/И «Опиши, мы отгадаем» - научить описывать предметы и находить их по описанию.
4. Д/И «Узнай и назови фрукты» - научить детей узнавать и называть фрукты.
5. Д/И «Магазин» - закрепить у детей умение выделять характерные признаки фруктов. 1. Д/И «Съедобные и несъедобные грибы» - знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности.
2. Д/И «Что изменилось?» - развивать внимание, закрепить названия грибов.
3. Д/И «Назови ласково»-образовывать уменьшительно – ласкательную форму предложенных существительных по теме.
4. Д/И «Какой, какое?» - компот из клубники – какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое? - …
Ноябрь 1. Д/И «Для чего это нужно? – закрепить название предметов мебели и их назначение;
2. Д/И «Назови части предмета» - закрепить название предметов мебели, из каких частей состоит.
3. Д/И «Найди общее» - сравнивать предметы мебели.
4. Д/И «Опиши предмет» - учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию.
декабрь 1. Д/И «Из чего сделана?» - закрепить предметы посуды, из какого материала сделана.
2. Д/И «Как называется?» - посуда для сахара – сахарница, …;
3. Д/И «Отбери правильно» - классифицировать посуду на чайную и столовую.
4. Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.).
Декабрь 1. Д/И «Когда это бывает?» - закрепить зимние приметы;
2. Д/И «Найди спрятанную игрушку» - учить ориентироваться в пространстве.
3. Д/И «Похож - не похож» - учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь.
4. Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
5. Д/И «Загадай, мы отгадаем» - закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки. 1. Д/И «Четыре времени года» - знать признаки - характеризующие каждое время года.
2. Д/И «Назови действие» - знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол
3. Д/И «Закончи мое предложение» - учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.
4. Д/И «Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Развивать связную речь.
Январь 1. Д/И «Кто чем питается?» - знать чем питается то или иное домашнее животное.
2. Д/И «Ассоциации» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата. 1. Д/И «У кого какое жилище?» - знать особенность жилищ разных диких животных.
2. Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
3. Д/И «Что сначала, что потом?» - закрепить знания о временах года.
Февраль 1. Д/И «Назови части одежды» - закрепить названия предметов одежды, ее части.
2. Д/И «Что стало не так?» -развивать внимание, выдержку.
3. Д/И «Кто больше назовет действий?» - расширить словарный запас подбором глаголов.
4. Д/И «Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ.
5. Д/И «Что за предмет?» - формировать умение назвать предмет и описывать, обращая внимание на последовательность изложения, использование сравнений. 1. Д/И «Доскажи фразу» - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
2. Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве.
3. Д/И «Кому что нужно для работы?» - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.
Март 1. Д/И «Отгадывание загадок о весне» - знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.
2. Д/И «Назови действия, которые происходят весной» - знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.
3. Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
4. Д/И «Хорошо – плохо» - развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
5. Д/И «Закончи предложение» - употреблять понимание причинных связей между явлениями. 1. Д/И «Из чего сделано?» - воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие речи, внимания.
2. Д/И «Найди такую же» - развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи.
3. Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи.
4. Д/И «Назови транспорт» - закрепить название и внешний вид наземного транспорта.
5. Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения.
Апрель 1. Д/И «Узнай по описанию» - воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности.
2. Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи.
3. Д/И «Когда это бывает?» - углубление знание о временах года; развитие связной речи; активизация словаря.
4. Д/И «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления; воспитание замечать последовательность в суждениях; формирование чувства юмора. 1. Д/И «Угадай по описанию» - учить детей составлять описательный рассказ.
2. Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
3. Д/И «Что сначала, что потом» - закрепить знания о временах года.
4. Д/И «Что лишнее?» - воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения.
Май 1. Д/И «Найди предмет по описанию» - воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности
2. Д/И «Что сажают в огороде?» - классификация растений по месту произрастания; воспитание внимания, сообразительности. 1. Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи.
2. Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения.
Декада «Говоруша» - ноябрь.
Работа с родителями:
1. Оформление информационного стенда специалиста с рекомендациями – консультации
2. Подборка рекомендуемых домашних заданий по каждой лексической теме
Литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение 2011
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей 3-7 лет. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2014
3. Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Комиссарова Л. Н. и др. : Работаем в малокомплектном детском саду: Пособие для воспитателей. / сост. Гризик Т. И. - М. : Просвещение, 2006
4. Жарова М. А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста. / Материалы международной научно-практической конференции Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании. Пенза – Витебск – Москва. 2012
5. Компанец Н. М. Дидактические игры в системе игрового интегрированного обучения / Н. М. Компанец. – К. : ВОЗМОЖНОСТЬ, 2009
6. Милованова А. В. Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые частые вопросы. / А. В. Милованова. / Мир и образование. 2013
7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации / автор - составитель Е. В. Рындина - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
9. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 2008
10. Тележникова Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности / Т. Тележникова. – М. : ООО ПКФ «БАО», 2008
11. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под редакцией О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2014
12. Интернет-ресурсы