МААМ-картинки

Логопедический проект в старшей группе «В стране гласных звуков и букв»

Екатерина Шатохина
Логопедический проект в старшей группе «В стране гласных звуков и букв»

Логопедический проект

в старшей группе

компенсирующей направленности

«ДЮЙМОВОЧКА 1»

«В стране

гласных звуков и букв»

Руководители проекта :

Учитель – логопед : Шатохина Е. Ю.

Воспитатель: Астрецова Н. С.

Участники проекта :

Дети, родители.

2022-2023уч. год.

Логопедический проект

«В волшебной стране гласных звуков и букв»

Публикация «Логопедический проект в старшей группе „В стране гласных звуков и букв“» размещена в разделах

Тип проекта : Информационно - творческий

Срок реализации: 24.10.22 – 02.12.22г (краткосрочный,6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта :

1. Учитель –логопед Шатохина Е. Ю.

2. Воспитатель коррекционной группы Астрецова Н. С.

3. Воспитанники старшей группы «Дюймовочка 1» с общим недоразвитием 3 уровня.

4. Родители.

Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка.

Задачи и предполагаемые результаты проекта :

1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.

2. расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.

5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Перспективный план реализации проекта :

Подготовительный этап.

Срок реализации: 1 неделя

№ Мероприятие Ответственные

1 Определение целей и задач проектной деятельности. учитель-логопед.

2 Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. учитель-логопед.

3 Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. Воспитатель,

учитель-логопед.

4 Создание наглядно-дидактического материала. учитель-логопед.

5 Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. Воспитатель,

учитель-логопед,

6 Составление плана основного этапа. Воспитатель,

учитель-логопед.

Основной этап

Срок реализации: 4 недели.

№ Мероприятие Участники Ответственные

1 Проведение ООД по обучению грамоте. Дети. Воспитатель.

Учитель-логопед.

2 Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых занятий.

Презентация «Гласные звуки». Дети. Воспитатель

Учитель-логопед.

3 Проведение логопятиминуток. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков. Дети. Учитель-логопед.

воспитатель

4 Проведение занятий по логоритмике Дети Учитель - логопед

5 Изготовление наглядно-информационного материала для родителей. Родители. Учитель-логопед.

6 Конкурсы «Сделай букву сам» Родители, дети. Учитель-логопед.

7 Проведение ООД по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками» (аппликация, лепка (солёное тесто, пластилин, природный материал, выкладывание букв (из счетных палочек, шнурков и природного материала).

Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы». дети педагог по ИЗО

8 Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем» Родители Учитель-логопед.

воспитатель

Заключительный этап

Срок реализации: 1 неделя

№ Мероприятие Участники Ответственные

1 Обобщающая игровая ООД «Сказка о звуках и буквах».

Викторина «В стране гласных звуков». Дети Воспитатель, учитель-логопед

Создание методических пособий «Весёлые гласные звуки и буквы» для родителей и воспитателей. Учитель-логопед. Учитель-логопед.

2 Выпуск книжки-самоделки "В мире гласных звуков и букв" Дети

Родители. Воспитатель, учитель-логопед.

3 Итоговое обобщающие занятие придумываем сказку «В стране гласных звуков и букв" Дети Учитель логопед

4 Оформление выставки " Буквы гласные мы знаем без труда их различаем" Дети, родители. Учитель логопед.

Воспитатель.

3 Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. Дети. Учитель-логопед.

4 Подготовка фото отчета о проделанной работе. Дети Воспитатель, учитель-логопед.

5 Презентация проекта (педсовет). Воспитатель, учитель-логопед.

Описание хода реализации проекта

В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию знакомили детей старшей логопедической группы с гласными буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга". Дети с тяжёлыми нарушения речи часто путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, в результате совместно с этими детьми и их родителями мы решили изготовить книжки самоделки, которые помогут детям лучшим образом запомнить трудный материал.

Так и возникла идея проведения информационно-творческого проекта " В мире гласных звуков и букв», целью которого стало повышение интереса детей к изучению букв и звуков.

В ходе основного этапа дети в игровой форме знакомились с гласными буквами родного языка, знакомство ребенка с буквами происходила как с добрыми родными существами. Каждая буква в сознании ребенка связывалась с наглядными образами, (у- улитка, а- крыша волшебного домика и. т. д) поэтому легко запоминалась как сама буква так и звук. Эмоциональная окраска образов помогла детям быстро запомнить графическое изображение букв так как для детей с речевыми проблемами пространственная ориентировка на листе бумаги даётся с большими трудностями. Дети научились читать слияния гласных ау, уа, эиа, и. т. д. Так же с большим успехом прошло освоение звукового анализа слов, дети научились определять позицию гласных звуков в словах (начало, середина, конец слова.) На занятиях по обучению грамоте активно использовались инновационные логопедические компьютерные программы "Трудный звук", "Учимся говорит правильно", что повысило познавательную мотивацию, активность, у детей понизилась тревожность.

Во время основного этапа был проведён конкурс "Сделай букву сам" основными задачами данного мероприятия послужило сотрудничество с родителями, закрепление образа буквы, проявление творческих способностей детей.

На занятии по ИЗО дети рисовали "Весёлые гласные буквы" основной целью явилось - развитие чувства прекрасного, эстетических нравственных качеств, формирование навыков фантазийного преобразования буквы в весёлых "человечков" которые по замыслу занятия дружат между собой и поют "волшебные песенки".

Во время заключительного этапа дети совместно с родителями нарисовали 6 гласных звуков русского языка а, о, у, и, ы, э. В ходе совместной деятельности участники проявили творческие способности: раскрашивали, вырезали и наклеивали картинки в названиях которых присутствует звук с которым работает ребёнок, придумывали причудливые рисунки на кого или что похожа буква. Дети нарисовали очень много сказочных персонажей, затем итогом работы детей стала придуманная сказка о букве и звуке, где воспитанники проявили креативность, фантазию, самостоятельность в процессе составления текстов сказочного содержания. Всё это дети оформили в книжки под названием «В мире гласных звуков и букв" сделанные своими руками.

Итогом всей проектной работы с детьми коррекционной группы послужила выставка работ " Буквы гласные мы знаем без труда их различаем", рисунки, поделки, аппликации по теме, объёмные гласные буквы, выполненные в разных техниках (аппликация, лепка из пластилина, солёного теста, аппликации из песка).

Педагогами был приготовлен фото отчёт проектной деятельности для родителей "Наши весёлые занятия", где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной творческой деятельности.

В результате совместной творческой работы появились следующие

продукты проекта :

Для детей:

-Рисунки, поделки.

-Коллективно придуманная сказка о шести гласных буквах и звуках.

-Книжки самоделки. "В мире гласных звуков и букв"

-Выставка детских работ " Буквы гласные мы знаем без труда их различаем"

-Выступление на итоговом игровом занятии.

Для педагогов:

-презентация проекта.

Для родителей

-развитие навыков взаимодействия с ребенком.

Результаты проекта "В мире гласных звуков и букв" :

-У детей сформировалось чёткое представление о гласных буквах и звуках;

-Родителей стали активно сотрудничать с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

-Повысилась заинтересованность, активность, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Практическая значимость проекта :

1. Обогащение предметно-развивающей среды:

- иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

- обновленными зрительные символы гласных звуков;

- дидактическими играми: «Интересные гласные» ( Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Подбери домик» ( Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» ( Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» ( Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» ( Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки, «Следы» ( Цель: Формирование фонематического восприятия у детей, .пропевание гласных звуков с движениями, пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания, игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

1. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.

2. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки, названия которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про гласных девочек.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.

Список литературы:

1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб. ; «Детство- Пресс», 2005

3. Волина В. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М. : Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И. В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М. : Издательство «Гном-Пресс», 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. Школьная Пресса 2002.

9. Логопедические тетради на звуки. – Киров. : ИП. Бурдина С. В.

10. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров. : ИП. Бурдина С. В.

11. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С. В.

12. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С. В.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Логопедический проект «Веселый поезд»Логопедический проект «Веселый поезд» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить отчет по реализации логопедического проекта: «Весёлый поезд». Паспорт проекта Автор:.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Проект «Мир звуков» в подготовительной группе ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»(Подготовительная группа № 10 «Петушок») Над проектом работали воспитатели Тип проекта: информационно-исследовательский,.

Проект «В стране красивой речи» в старшей группе Проект: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой. Актуальность проекта В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Содержание дидактического пособия по развитию речи. Развивающий коврик «В стране звуков»Содержание дидактического пособия по развитию речи. Развивающий коврик «В стране звуков» Содержание дидактического пособия. Предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте: развивающий коврик, который изготовлен из разнообразного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект в старшей группе «В стране гласных звуков и букв»
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 16:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД