Ольга Марьина
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В.
Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ.
В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней, невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи и ребенку необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для детей инвалидов и детей с ОВЗ. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.
Публикация «Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей инвалидов и детей с ОВЗ наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Для всех детей этих характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющие формы поведения, нарушение или полное отсутствие речи.
В процессе логопедического сопровождения ребенка, логопед учитывает данную особенность, замечая его стереотипные действия, стремиться регулярно озвучивать их, представляя в виде какой-либо игры, придавая им осмысленность и положительную окраску. Например, если ребенок любит раскладывать карточки в ряд, логопед может прокомментировать следующим образом: «У тебя все всегда правильно разложено. Ты очень аккуратная девочка». Иногда только использование стереотипий позволяет с ребенком наладить взаимодействие.
Специфическое речевое развитие также является одним из симптомов нарушений у детей с ОВЗ и инвалидов. У некоторых детей полностью отсутствует речь, у других повторение слов, а также характерно наличие слов-штампов, которые произносятся без осмысления. Наблюдается нарушения темпа речи, звукопроизношения. Коррекция всех этих нарушений носит особый характер и использования комплекса коррекционных методик, которые дают положительные результаты. (Это массаж, артикуляционная гимнастика и. т. д)
Также стоит отметить, что у детей с ОВЗ отмечается не равномерность развития, иногда 5-летний ребенок по речевому развитию может находиться на уровне одного года, по эмоциональному развитию на уровне 2-3 месяцев, по развитию зрительного восприятия –на уровне 4 лет, по развитию моторики на уровне -3 лет. И такое не равномерное развитие нацеливает логопеда на проведение помощи в русле индивидуального подхода и использовать в качестве основы для разработки индивидуальных программ. Логопеду надо учитывать реальные способности ребенка, а не биологический возраст.
Целью этой программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений и вызванных им нарушений, стимуляция дальнейшего продвижения ребенка и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.
Основные задачи
-воспитание интереса к окружающему миру;
-развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
-формирование коммуникативных умений;
-стимуляция звуковой и речевой активности.
При сопровождение логопедом ребенка надо не забывать, что трудности ребенка с ОВЗ и инвалидов заключается не только в проблемном развитие, но и в быстром пресыщении, даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление логопедом задач повышенной сложности, требование немедленного выполнения действий без учета характерных для ребенка данной категории задержанных реакций, может усилить сложности и трудности взаимодействия и вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.
Взаимодействие с такими детьми требует от логопеда гибкости, постоянного поиска нешаблонных решений, поскольку занятие с детьми ОВЗ и инвалидов отличаются от занятий с другими детьми и полностью зависят от желаний ребенка взаимодействовать. Программный материал трансформируется в зависимости от детских способностей подбирается понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Логопед в процессе занятия обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенка на данный момент предлагаемых упражнений или заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
Хотелось бы добавить, важным направлением работы логопеда в сопровождение ребенка, является взаимодействие с родителями.
Работа с родителями включает в себя следующие виды деятельности- изучения семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений ; формирование педагогической культуры; обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома (существует тетрадь взаимосвязи, где логопед записывает задания для закрепления пройденного материала. Родитель вместе с ребенком выполняют задание дома.) Особое влияние уделяется включению ребенка в семейный социум, по сколько для успешной коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо логопеда занимались все члены семьи. Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого, то кроме приема коррекционной помощи логопеда, нужна консультация психолога и социального педагога, где наши специалисты сразу проводят разъяснительную беседу. Например родитель сделал у ортодонта ребенку пластину на небо (у девочки диагноз ринолалия). Девочка не хочет заниматься в этот день, мама сутует на врача, не правильно поставил. Другой ребенок мальчик, у него аутизм. Не сразу включился в занятия, бабушка винит врача маленькую дозу лекарств врач назначил итд.
Важно помочь родителям сформировать позитивное отношение к своему ребенку и изменить ценностные ориентации.
Реализация всех этих в комплексе задач дают хорошие результаты для успешной социализации детей инвалидов и детей с ОВЗ.