Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Ольга Марьина
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В.

Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней, невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи и ребенку необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для детей инвалидов и детей с ОВЗ. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

У детей инвалидов и детей с ОВЗ наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Для всех детей этих характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющие формы поведения, нарушение или полное отсутствие речи.

В процессе логопедического сопровождения ребенка, логопед учитывает данную особенность, замечая его стереотипные действия, стремиться регулярно озвучивать их, представляя в виде какой-либо игры, придавая им осмысленность и положительную окраску. Например, если ребенок любит раскладывать карточки в ряд, логопед может прокомментировать следующим образом: «У тебя все всегда правильно разложено. Ты очень аккуратная девочка». Иногда только использование стереотипий позволяет с ребенком наладить взаимодействие.

Специфическое речевое развитие также является одним из симптомов нарушений у детей с ОВЗ и инвалидов. У некоторых детей полностью отсутствует речь, у других повторение слов, а также характерно наличие слов-штампов, которые произносятся без осмысления. Наблюдается нарушения темпа речи, звукопроизношения. Коррекция всех этих нарушений носит особый характер и использования комплекса коррекционных методик, которые дают положительные результаты. (Это массаж, артикуляционная гимнастика и. т. д)

Также стоит отметить, что у детей с ОВЗ отмечается не равномерность развития, иногда 5-летний ребенок по речевому развитию может находиться на уровне одного года, по эмоциональному развитию на уровне 2-3 месяцев, по развитию зрительного восприятия –на уровне 4 лет, по развитию моторики на уровне -3 лет. И такое не равномерное развитие нацеливает логопеда на проведение помощи в русле индивидуального подхода и использовать в качестве основы для разработки индивидуальных программ. Логопеду надо учитывать реальные способности ребенка, а не биологический возраст.

Целью этой программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений и вызванных им нарушений, стимуляция дальнейшего продвижения ребенка и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основные задачи

-воспитание интереса к окружающему миру;

-развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

-формирование коммуникативных умений;

-стимуляция звуковой и речевой активности.

При сопровождение логопедом ребенка надо не забывать, что трудности ребенка с ОВЗ и инвалидов заключается не только в проблемном развитие, но и в быстром пресыщении, даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление логопедом задач повышенной сложности, требование немедленного выполнения действий без учета характерных для ребенка данной категории задержанных реакций, может усилить сложности и трудности взаимодействия и вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.

Взаимодействие с такими детьми требует от логопеда гибкости, постоянного поиска нешаблонных решений, поскольку занятие с детьми ОВЗ и инвалидов отличаются от занятий с другими детьми и полностью зависят от желаний ребенка взаимодействовать. Программный материал трансформируется в зависимости от детских способностей подбирается понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Логопед в процессе занятия обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенка на данный момент предлагаемых упражнений или заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Хотелось бы добавить, важным направлением работы логопеда в сопровождение ребенка, является взаимодействие с родителями.

Работа с родителями включает в себя следующие виды деятельности- изучения семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений ; формирование педагогической культуры; обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома (существует тетрадь взаимосвязи, где логопед записывает задания для закрепления пройденного материала. Родитель вместе с ребенком выполняют задание дома.) Особое влияние уделяется включению ребенка в семейный социум, по сколько для успешной коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо логопеда занимались все члены семьи. Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого, то кроме приема коррекционной помощи логопеда, нужна консультация психолога и социального педагога, где наши специалисты сразу проводят разъяснительную беседу. Например родитель сделал у ортодонта ребенку пластину на небо (у девочки диагноз ринолалия). Девочка не хочет заниматься в этот день, мама сутует на врача, не правильно поставил. Другой ребенок мальчик, у него аутизм. Не сразу включился в занятия, бабушка винит врача маленькую дозу лекарств врач назначил итд.

Важно помочь родителям сформировать позитивное отношение к своему ребенку и изменить ценностные ориентации.

Реализация всех этих в комплексе задач дают хорошие результаты для успешной социализации детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Публикации по теме:

«Голубой вагон бежит, качается…» Работа детей-инвалидов совместно с педагогами«Голубой вагон бежит, качается…» Работа детей-инвалидов совместно с педагогами Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в целях содействия социальному становлению, творческому и духовному.

Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста» Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы.

Воспитание и обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Проблема на сегодняшний день- это воспитание и обучение детей с ОВЗ. Таких детей становится больше в дошкольных образовательных учреждениях.

Формы взаимодействия с родителями детей-инвалидов в условиях отделения дневного пребывания Отделение дневного пребывания работает на базе нашего учреждения с детьми-инвалидами около 9 лет. В настоящее время это структурное подразделение.

Инклюзивное сопровождение детей с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность.

Комплексное занятие совместно логопеда и музыкального руководителя для детей-инвалидов дошкольного возраста Конспект совместного комплексного занятия логопеда и музыкального руководителя для детей-инвалидов дошкольного возраста «Путешествие в Африку».

Новые формы работы с родителями детей-инвалидов в отделении дневного пребывания дома-интерната Отделение дневного пребывания работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья уже 7 лет. В настоящее время отделение посещают дети.

Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании.

Программа комплексного сопровождения детей-инвалидов группы кратковременной реабилитации «Мы вместе» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из актуальных проблем современного общества является проблема реабилитации, т. е. восстановления лиц, жизнедеятельность.

Сценарий Дня инвалидов в доме-интернате для умственно отсталых детей Сценарий мероприятия, посвященного Дню инвалидов. Автор: Мальцева Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования по театрализованной.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 августа 2017 в 12:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению шапочки для сказки «Колобок» в технике папье-маше
Здравствуйте, сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей создания шапочки персонажа для театрализованной деятельности в детском саду в технике...
Проект «Здравствуй, музей» для дошкольников
проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ! » Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках...
Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом» в детском саду
Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. История проведения этой акции...
Фотоотчет «Огород на окне»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! За окном еще лежит снег, а в каждой группе на подоконниках уже свой огород. Конечно же, мы знаем , что большое значение...
Детский мастер-класс по мозаике из цветной бумаги «Черепаха» для детей 6–10 лет
Цель: сделать черепаху в технике мозаика из цветной бумаги. Задачи: 1. Закрепить знания детей о черепахах: внешнем виде, среде обитания, чем...