Лучший педагог года

Логоритмика в детском саду

Тамара Якунина
Логоритмика в детском саду

Тема: «Логоритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»

Учитель-логопед :

Якунина Т. В.

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда.

Публикация «Логоритмика в детском саду» размещена в разделах

Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. М. Догелевым, И. Р. Тарановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.

Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики, наблюдательность, развитие ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся логоритмические занятия, начиная со 2-ой младшей группы детского сада.

В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели- формированию правильного звукопроизношения. Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использование ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело - и ритмодекламацию.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия :

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- фонопедические упражнения;

-упражнения на развитие речевого дыхания;

- игры на развитие просодической стороны речи;

- разучивание четверостиший, сопровождаемое движениями;

- упражнения на развитие мимики.

Особенности организации занятий.

В основу методики таких занятий положен комплексно -тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, изображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении удобного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержании. положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям:

- развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование основы артикуляционных движений;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

- формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).

Логоритмическая работа в течении дня.

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.

Некоторые возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду :

- утренняя гимнастика с речевками, звукоподражаниями;

- проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов – умывание, одевание на прогулку, подготовка к занятиям;

- речевые игры перед сном;

- логоритмические паузы на занятиях;

- динамические паузы между занятиями;

- физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

- бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

- подвижные игры с пением (на прогулке);

- игры малой подвижности (в группе);

- логоритмические досуги.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.

Он должен иметь:

- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;

- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем меняются ролями.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Теплица в детском садуТеплица в детском саду Наступило время посевочно, посадочных работ и конечно детский сад, не может оставить это в стороне без внимания. Мне хочется поделиться.

Год литературы в детском садуГод литературы в детском саду .

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Мои роли в детском садуМои роли в детском саду Все мы воспитатели детских садов понимаем, что наша профессия универсальна. На работе мы и мамы и педагоги, и няни, и декораторы, и маляры,.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Теплица в детском садуТеплица в детском саду В каждом детском саду есть огород, но не в каждом есть теплица. В нашем дошкольном учреждении теплица существует уже второй год. Конечно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в детском саду
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 09:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД