Получи документы

Лэпбук как необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ

Татьяна Шеховцова
Лэпбук как необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ

ЛЭПБУК – необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ.

Шеховцова Т. С.,

МБДОУ ДС №123 «Тополёк», г. Ставый Оскол

Требования, предъявляемые ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, касаются организации, а так же обновления предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Публикация «Лэпбук как необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко-творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребёнка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию дошкольников, а так же является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, его успешной социализации в обществе.

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения ООД, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей – это оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам.

Таким образом, среда должна :

• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребёнка;

• побуждать детей к деятельности;

• способствовать развитию самостоятельности и творчества;

• обеспечивать развитие субъектной позиции ребёнка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию подрастающего поколения, перед нами, педагогами, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками, ведь на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование интереса к созидательной деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное, и, как выяснилось незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать и в детском саду, и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его могут совместно делать взрослые и дети. Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материала проекта, тематической недели или темы, выбранной детьми или педагогом.

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может даже разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, но уже полюбившееся детям и педагогам, а также незаменимый предмет развивающей среды, который способен меняться в зависимости от темы, но и нести в себе много познавательной информации, которая может быть представлена в виде игр, заданий, содержащей много иллюстративной информации, а также художественного слова.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде :

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольникам, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребёнка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме:

- лэпбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;

- это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;

- ребёнок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

- можно выбрать задания под силу каждому.

В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков :

- ребёнок самостоятельно собирает нужную информацию;

- структурирует большой объём данных;

- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;

- развивает креативность и творческое мышление;

- простой способ запоминания;

- объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

Эффективно использовать лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Чтобы лепбук служил для обогащения дошкольников новыми впечатлениями и знаниями, побуждал к активной творческой деятельности, при его создании и оформлении мы соблюдаем правила:

- эстетичность (оформлен аккуратно, красиво);

- долговечность (должен быть достаточно крепким);

- минимум подписей (никаких методических рекомендаций, лишней информации);

- все игры должны быть доступны пониманию детей;

- наличие удобно открываемых кармашков с «сюрпризами»;

- информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку и подобрана в соответствии с возрастом.

В своей группе мы создали несколько, соответствующих разным возрастам лэпбуков, их темы актуальны на сегодня и отлично дополняют развивающую среду. Это «Страна моя - Россия», «Здоровое питание – залог здоровья», «Времена года», «О правилах важных, пожаробезопасных», а также «Правила дорожные дети знать должны». Чтобы лэпбуки использовались достаточно долго, мы выполнили их из пластиковых панелей, обклеили самоклеющейся плёнкой, разместили разнообразные пластиковые и картонные кармашки с интересными играми и упражнения на развитие мелкой моторики, познания, речи, мышления, памяти, логики, воображения, загадки и стихотворения. Титульный лист каждого из них имеет название и яркие привлекательные иллюстрации.

Наш лэпбук : «Светофорик. Транспорт. Дорожные знаки» занял первое место среди лепбуков, подготовленных педагогами нашего ДОУ. Данный лэпбук предназначен для изучения детьми старшего возраста правил поведения на проезжей части, дорожных знаков и других средств обеспечения безопасности.

Содержание лэпбука :

1. Кармашек «Сигналы светофора»

Игра: «Отремонтируй светофор»

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

2. Кармашек «Регулировщик»

Игра: «О чём сигналит регулировщик»

Цель: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); развивать у детей память, внимание.

3. Кармашек «Фликеры – наши друзья» (постоянно обновляется)

Цель: Формировать знания о необходимости и важности использования светоотражающих элементов для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения.

4. Кармашек «Участники дорожного движения»

Игра: «Водители и пешеходы»

Цель: формировать знания о правилах дорожного движения, уточнить представления о понятиях «пешеход».

5. Кармашек «Части дороги»

Игра: «Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.

6. Кармашек «Городской транспорт»

Игра «Городской транспорт»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.

7. Кармашек «Общественный транспорт»

Игра: «Узнай по описанию»

Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

8. Кармашек «Специальный транспорт»

Игра: «Угадай транспорт»

Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

9. Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки», «Дорожный экзамен»

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь.

10. Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета»

Игра: «Повороты»

Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево, зрительное внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знаку в руках воспитателя.

11. Кармашек «Информационные знаки»

Игра: «Узнай знак»

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках.

12. Кармашек «Знаки сервиса»

Игра: Выполни поручение»

Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности.

Благодаря использованию лэпбука дети многое узнали о правилах дорожного движения, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте.

Лэпбук - это не просто метод, помогающий развивать и закреплять полученные знания, это развитие фантазии, которая может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Лепбук помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.

В ходе работы с лепбуком педагог развивается сам, пополняет развивающую предметно-пространственную среду, знакомит педагогов-коллег с новым видом обучения и развития детей, заинтересовывает дошкольников и родителей.

Использование лепбука, как части развивающей предметно-пространственной среды в детском саду – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занимает своё достойное место в системе дошкольного образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть с ней и в то же время незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Литература:

1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. – 2015. – №4. – С. 29–30.

2. Гатовская Д. А. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС» // Научный журнал «Молодой учёный» Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015 — С. 162-164.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).

4. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

5. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно — развивающей среды группы в ДОУ»Дидактическое игровое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно — развивающей среды группы в ДОУ» «Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы». Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 6 июля 2022 в 18:22
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД