Ирина Цуканова
Лэпбук «Учимся считать» по развитию общих математических представлений для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт методического пособия лэпбук «Учимся считать»
Общее описание: Лэпбук «Учимся считать» представляет собой сшитую из яркого цветного фетра мягкую книгу формата А 4 в альбомной ориентации, состоящую из 8 страниц собственно обучающей книги и двух страниц обложки. В оформлении лэпбука использованы так же пуговицы, бусины, ленты, помпоны, синельная проволока и др. творческие материалы, способные привлечь внимание детей 3-4 лет и оказать воздействие на различные органы чувств.
Возраст детей: Предназначен для детей 3-4 лет.
Публикация «Лэпбук „Учимся считать“ по развитию общих математических представлений для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2020
Автор: Воспитатель группы общеразвивающей направленности № 1 «Почемучки» для детей 3-4 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» города Курска Цуканова Ирина Леонидовна.
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.
Задачи:
Обучающие: - учить детей считать, знакомить их с цифрами, учить соотносить число с количеством предметов;
- закреплять умение считать, умение соотносить число и количество предметов;
- закреплять умение различать предметы по цвету, по количеству (один, много, мало, поровну, столько же);
- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (треугольник, квадрат, пятиугольник, шестигранник и др.);
- закреплять умение сравнивать предметы по цвету, длине, количеству, размеру;
- закреплять умение определять пространственное расположение предметов, используя предлоги: на, под, над и т. д.
Развивающие: - развивать и стимулировать познавательную активность детей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей;
- развивать у детей зрительное и тактильное восприятие, память, мышление, речь.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к счету, математическим играм и упражнениям.
Методика работы с лэпбуком:
Страница 1. Первая страница разделена на две части, которые знакомят детей с числами и цифрами 1 и 2. Детям предлагается назвать предметы (солнце, звезды, цветочек, бабочки, посчитать их (солнце - одно, цветочек – один, соотнести их количество с цифрой, которую можно снять со страницы, показать детям, дать подержать её в руках, поиграть с ней – цифры представляют собой мягкие, набитые синтепоном игрушки, которые прикрепляются к странице с помощью липучки.
Затем можно предложить посчитать бусинки, нанизанные на нитку мулине и расположенные под цифрами в низу страницы, соотнести их с числом и цифрой.
Можно сравнить количество бусин, где больше, где меньше (слева одна бусина, справа – две, две больше, чем одна, обсудить форму бусин – они круглые, их цвет – они на этой странице все разного цвета.
Страница 2. Эта страница, как и все остальные, организована подобно первой, но знакомит детей с цифрами и числами 3 и 4. Помимо фигурных пуговиц (совушек и цветочков, количество которых детям предстоит соотнести с числом, изображенным на странице, здесь присутствуют мягкие съемные игрушки в виде треугольника и квадрата. Работа с ними поможет закрепить счет до 3 и до 4, закрепить знание геометрических форм, их особенностей. Цифры так же снимаются. Затем детям можно предложить посчитать бусины, соотнести их с числами, поговорить об их форме, цвете, сравнить их количество.
Страница 3. Данная страница полностью отдана числу и цифре 5. Фетровые разноцветные медвежата улыбаются ребятам и предлагают назвать их цвета, показать их части тела, посчитать их. Съемная мягкая игрушка-пятиугольник знакомит с новой геометрической формой, число углов и сторон которой соответствует числу 5. Нанизанные на нитку бусины-кубики закрепляют знания о числе 5, о геометрической форме куба, о цветах и их оттенках (черный, красный, розовый, голубой, фиолетовый).
Можно предложить детям составить рассказ о пяти медвежатах, что будет способствовать не только закреплению знаний о числе 5, но и развитию речи малышей.
Страница 4. Эта страница помогает познакомиться и закрепить знания о числе и цифре 6. Устроена она аналогично предыдущей странице, только вместо медвежат здесь детей ожидают шесть фетровых морских звездочек, у каждой из которых по 5 щупалец, по 5 дырочек на каждом щупальце, что позволяет вспомнить число и цифру 5. Можно посчитать глазки - их по два, чтобы вспомнить ранее изученные числа. Мягкий шестигранник так же снимается. Что позволяет играть им свободно, соотносить его с формами окружающих ребенка предметов. Цифра 6 тоже съемная, объемная, мягкая, что позволяет не только запоминать форму цифры, но и развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику рук. В завершение работы можно посчитать и подвигать бусины – кубики, поговорить о форме и цвете предметов на странице, соотнести их количество с количеством аналогичных предметов на предыдущей странице.
Страница 5. Эта страница знакомит ребят с числом и цифрой 7. Здесь детей встречает семь разноцветных бабочек-пуговиц, которые прилетели к чудесному сказочному цветику-семицветику. Цветик не только помогает соотнести количество своих лепестков с числом и цифрой 7, но и дает возможность повторить и закрепить знания о семи основных цветах радуги. Съемная мягкая цифра семь способствует запоминанию внешнего вида цифры и развитию тактильного восприятия детей. Закрепить число 7 помогают разноцветные бусины-бочонки внизу страницы. Эти крупные бусины имеют рельефную, приятную на ощупь поверхность, что так же может способствовать развитию тактильного восприятия детей.
Страница 6. Следующая страница устроена подобно предыдущей, только знакомит ребят с числом и цифрой 8. Посчитав количество разноцветных пуговиц-цветочков, ребенок может подержать в руках приятную на ощупь мягкую цифру 8. Затем можно соотнести количество ножек веселого осьминога с числом 8. Осьминогом можно поиграть, определить цвет его щупалец и тела. Щупальца к тому же можно загибать и разгибать как захочется – такая гимнастика осьминогу только на пользу. В конце предлагается поиграть со знакомыми уже бусинами-бочонками, которых здесь уже 8.
Страница 7. Данная страница предполагает работу с числом и цифрой 9. Посчитав пуговицы-бабочки, дети смогут соотнести их количество с числом 9 и цифрой 9. Закрепить умение считать до 9 поможет игрушка-божья коровка. У нее 9 разноцветных точек-помпонов на крылышках, 6 ножек, два глаза.
Девять бусинок-кубиков снизу помогают учиться считать, закрепляют знание геометрических форм, развивают тактильное восприятие и мелкую моторику рук. Имеются на этой странице и возможности для закрепления знаний о цветах и их оттенках.
Страница 8. Последняя страница лэпбука позволяет познакомить с числом 10 и с цифрами для его обозначения – 1 и 0. Устроена страница аналогично предыдущей. Можно посчитать пуговички-совушки, поговорить об их цветах. Можно посчитать части веселой гусенички – помпоны, обсудить их цветовое разнообразие, увидеть закономерность их расположения. Закрепить знания помогут бусинки-кубики в самом низу страницы.
Свойства лэпбука:
- информативность;
- полифункциональность;
- возможность организации образовательной и развивающей деятельности как с одним ребенком, так и с подгруппой детей;
- дидактические свойства;
- доступность структуры и содержания детям младшего дошкольного возраста;
- создание условий для развития игровой, познавательной, исследовательской активности воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
- быстрое формирование умения считать, запоминание цифр;
- проявление повышенного интереса к содержанию;
- развитие цветового, тактильного восприятия и мелкой моторики рук;
- проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.