Приложение МААМ

Мандала в психологии. Ее практическое применение

Ирина Ветошникова
Мандала в психологии. Ее практическое применение
▼ Скачать + Заказать документы

Мандала в психологии – это символическое отображение внутреннего мира. Круг создает ощущение защищенного пространства, внутри которого в момент творчества проявляется то, что на данный момент важно для человека.

Примечание.

Рисовать мандалу можно акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Ребенок может выбрать любой цвет. Включите расслабляющую музыку.

Публикация «Мандала в психологии, Ее практическое применение» размещена в разделах

Параметры, которые подлежат интерпретации: цвет, расположение цветов относительно друг друга, сочетаемость цветов; центр круга; символы, формы, знаки, линии, которыми заполнен круг, выход за границы, включенность ребенка в работу; высказывания ребенка. Спросите о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношении к результату. Пусть ребенок даст название своей мандале. Выясните, какое значение придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитайте число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов).

Что означают цвета в мандалах

Красный. Отсутствие или малое наличие красного цвета в мандале указывает на пассивность и полное отсутствие самоутверждения. Дети, которые выбирают красный цвет, очень активны. Они постоянно в движении, непоседы, легко возбудимые, непослушные, ломают свои и чужие игрушки. Они хотят все и немедленно. Таким детям необходима похвала.

Желтый. Доминирование желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, еще не приобретшего какую-либо форму. Ребенок, который выбирает желтый цвет, веселый, жизнерадостный, много фантазирует, мечтает. Часто ему не нужна компания для игр, он найдет себе развлечение везде.

Синий. Дети, которые выбирают синий цвет, спокойны, уравновешены, все делают обстоятельно. Такие дети не очень общительны, но если они находят себе друга, то будут верны ему. Обратите внимание, если раньше ребенок выбирал другой цвет, а теперь – синий, то он переутомлен, нуждается в покое.

Коричневый. Когда ребенок выбирает коричневый цвет, то он пытается отгородиться от внешнего мира и создать свой собственный, отстраненный. Причины этого могут быть различны: от слабого здоровья, семейных неурядиц, пережитых трагических событий до умственной неполноценности.

Оранжевый. Отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения. В мандалах оранжевый цвет выражает самоутверждение, гордость, амбицию, честолюбие, обеспокоенность своей силой или отсутствием ее, энергичное стремление к чему-то. Своевольное использование силы, отсутствие самодисциплины.

Зеленый. Ребенку необходимо чувство защищенности, надежности. Он чувствует себя заброшенным и нуждается в материнской любви. В таком ребенке необходимо развивать творческие способности, интерес к окружающему миру.

Бирюзовый. Бирюзовый цвет – это чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению.

Голубой. В мандале голубой цвет символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания. Ребенку постоянно необходима смена деятельности. Он может одновременно браться за несколько дел: рисовать, играть в машинки, петь песни.

Розовый. Это здоровье, чистота. Значение чувственности, эмоций, юности. Ассоциируется с наибольшей чувствительностью на эмоциональные стрессы.

Персиковый. Персиковый – смесь желтого (сознание) и розового (тело, плоть) – выражает чувственность, отзывчивость, ответственность человека.

Черный. Предпочтение ребенком черного свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике, о пережитом глубоком стрессе. Подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях.

Серый. Предполагает отсутствие или недостаток эмоций, чувств. Безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Как разгадать мандалу

1. Цвет, который расположен в центре мандалы, символизирует важное на данный момент.

2. Если какой-то цвет доминирует в мандале, то его значение полностью занимает внимание испытуемого.

3. Цвет, которым обрисован первоначальный круг мандалы, – ключ взаимодействия с окружающим миром. Этот круг – граница нашего «Я». Если он нарисован толстой, жирной линией – это означает стремление защитить свое хрупкое «Я» от влияний внешнего мира, замкнутость, недоверие к людям. Если внешняя линия еле угадывается и при этом сама мандала внутри слабо заполнена рисунками (много белого фона, то человек готов общаться, впитывает любую информацию извне, легко идет на контакт.

4. Те области мандал, где цвет используется очень интенсивно, выражают сильную эмоцию, которая связана с этим цветом.

5. Цвета, которые расположены в верхней части мандалы, относятся к осознаваемым процессам. В нижней части – указывает на то, что происходит в нашем бессознательном. Посередине – порог между осознаваемым и неосознаваемым содержанием.

Методика «Групповая мандала»

Цель: определить половую идентичность, изучить социальную ситуацию развития (социометрия).

Возраст испытуемого: от 4 лет.

Материал: авторская мандала Т. Доброжанской «Групповая мандала».

Инструкция: Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже? Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки, кто ты? Найди и раскрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо). Посмотри, кто находится рядом, кто это? Покажи, где находятся твои друзья, расскажи о них. Раскрась своих друзей. Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме, какой он, что в нем есть хорошего, что плохого? Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах, какие они?

Параметры, которые подлежат интерпретации. Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест» или это целостное изображение. Если ребенок выделяет в центре мандалы только крест, это указывает на его нерешительность.

Расположение выбранной фигуры «Образ Я». Если «Образ Я» вверху мандалы – адекватная самооценка, внизу – заниженная. Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями. Рядом с собой ребенок изображает самого привлекательного, значимого персонажа. Рисунок выполнен с большей любовью и тщательностью. Остальные персонажи могут быть сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. Ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, того он и выделяет в семье.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, который отражает предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке отражают психологическую дистанцию. Наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Аналогично и другие персонажи: те, кого ребенок помещает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

Прорисовка мимики. Нажим на карандаш, характер, форма, направление линий, характер штриха. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Высказывания ребенка. Спросите о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношении к результату. Пусть ребенок даст название своей мандале. Выясните, какое значение придает ребенок символам в рисунке мандалы.

Публикации по теме:

Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования»Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования» Нетрадиционные техники рисования имеют большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Однако я не забываю о необходимости.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Мастер-класс «Мандала на тарелочке»Мастер-класс «Мандала на тарелочке» Мастер-класс «Мандала на тарелочке». Для привлечения счастья, любви и гармонии в жизнь всех домашних. С древних времен мандалы существуют.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом»Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.

Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД)Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД) Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Выставка детских работ «Осенняя мандала»Выставка детских работ «Осенняя мандала» Уже давно в своей работе я практикую такую форму работы, как выставки. По итогам мероприятий с детьми часто получаются такие «продукты деятельности»,.

Выставка детских работ «Зимняя мандала»Выставка детских работ «Зимняя мандала» Очередная зима подходит к концу, ну а наш арт-проект продолжается. Итог зимнего сезона – выставка мандал на зимнюю и новогоднюю тематику.

Внеклассное практическое мероприятие по ПДД для 1–4 классов на автоплощадке МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ЛОХВИЦЫ ФИЛИАЛ НЕКРАСОВСКИЙ Внеклассное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мандала в психологии. Ее практическое применение
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 12:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мандала в психологии. Ее практическое применение» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ветошникова (УИ 770130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД