Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»

Елена Новикова
Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые коллеги! Наше общение я предлагаю начать с музыкальной паузы, а именно со знакомых вам песен.

1. Психологический тренинг на сплочение коллектива:

Цель: Установление контакта.

Ориентируясь на фото на слайдах вам нужно будет по очереди говорить следующее слово в песне вслед за предыдущим участником по часовой стрелке. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

На слайдах:

2 сайд:- (фото кузнечика в траве) :

«В траве сидел кузнечик…»,

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Сила слова и тактильного прикосновения“» размещена в разделах

3 сайд:- (облака похожие на различные фигурки) :

«Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.»

4 сайд:- -(фото уходящего времени)

«Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди, и хотя нам прошлого конечно жаль, лучшее конечно впереди…»,

5 слайд:- (фото головного убора Красной шапочки) :

«Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке,

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в Африку прийти…

-Что помогло вам понять, о каких песнях идёт речь?

-Какие средства восприятия вы использовали (зрение, слух)

2. Построение коммуникации в группе.

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

6 слайд:В первый раунд запускается один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «котёнок». Удостоверившись, что все поняли правила, продолжаем.

7 слайд: «Два предмета».

Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Обращаю внимание на момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. (После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.)

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.

(Между раундами даю время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы).

И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

(В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. В итоге оцениваю вовлеченность участников в решении проблемы и выявляю лидеров в группе).

По окончанию опрашиваю участников об игре:

-назовите сложности которые вам пришлось преодолеть, как вы их решали?

- к каким средствам передачи информации вы обращались (тактильные прикосновения, мимика, жесты, взгляды);

-какие эмоции вы испытывали, когда понимали что именно у вас в руках будет заданный предмет?

В качестве примера хочу привести игру, способствующую пополнению и активизации пассивного словаря дошкольников по средствам использования тактильных прикосновений «Тактильной книги»-фото страниц книги, оговариваем назначение и качество каждой страницы (8 слайд).

3. Игра «Близкое знакомство» :

Предлагаю коллегам написать своё имя и месяц рождения на листах и прикрепить их к одежде.

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:

• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);

• по цвету волос (от светлого оттенка, к более темному);

• по месяцу рождения.

В итоге вы, как члены команды научились во взаимодействии понимать друг друга, больше узнали друг о друге, нашли схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

В работе с дошкольниками, для достижения данной цели использую игру по типу Геоконд Воскобовича-«Волшебные резиночки». В процессе которой дети находят схожих символов между начертаниями букв, перестраивают из одной буквы в другую (9 слайд).

4. «Общее дело»

Задание: две пары участников тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс направлен на скорость и качество исполнения.

Результат:Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды (детского коллектива).

-Какие трудности вы испытывали (отсутствие второй руки, несогласованность действий и т. п.)

-Что вам в конце концов помогло справиться с этими трудностями (предварительная договорённость, умение понимать партнёра по игре и предугадывать его действия)

Действительно, для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда.

Того же самого результата мы стараемся добиться у дошкольников, используя самые простые игры «Постройте домики для трёх поросят», «Спрячь ежа», работая на ковролинографе и создавая общую картину (10 слайд).

В результате ожидается:

— оптимизация отношений внутри детского коллектива;

— развитие умения действовать сообща, договариваться;

— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;

— продуктивный обучающий процесс.

А сейчас, я думаю пора продолжить наше общение. Предлагаю вам притчу (11 слайд).

«Однажды весной внук с дедом убирали в огороде сорняки.

Вдруг ребё нок спросил:

— Дедушка, а почему сорняки, которые мы не сажали, так хорошо растут, а то, что мы сажаем, нуждается в нашем внимании, заботе и труде?

— Вот, внучек, благодаря своей наблюдательности ты сделал важное для себя открытие…»

-Как вы думаете, какое открытие сделал для себя мальчик (ответы коллег)

-А если соотнести сорняки и другие всходы с человеческими качествами? (ответы коллег)

«Всё ценное и значимое для человека зачастую требует от него немалых усилий, а вредное и ненужное произрастает само»-вот таков был ответ деда.

-Какова же наша цель, как педагогов (развить в ребёнке качества личности, которые бы способствовали всестороннему развитию личности в целом и самое главное- развитию общения, без которого невозможно настоящая жизнь человека в обществе).

Поэтому тема моего мастер-класса звучит так : «Сила слова и тактильного прикосновения» (12 слайд).

В нашем детском саду, на протяжении 13 лет функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Педагоги работают с детьми, имеющими различные речевые расстройства. Однако, среди них встречаются обучающиеся, у которых не только нарушено произношение, но и практически отсутствует речь. (Все вышеуказанные обучающиеся относятся к детям с ОВЗ). Поэтому, как вы заметили, цель нашей встречи: показать вариативность и значимость различных средств общения в работе с неговорящими детьми. Именно эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию.

Однако, возникает вопрос: какое средство общения выступает на передний план?

Для решения данного вопроса я предлагаю выйти на сцену 2 коллег.

Работа в парах:

Цель: Развитие творческого подхода

Задание: (Заранее готовятся необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины). Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему. Определиться с темой нам помогут предыдущие задания; как вы думаете выполняя их вы ощущали себя коллективом, какие вы были? (активные, дружные, сосредоточенные….) Итак, название вашей картины могут звучать:«Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»и т. п.

Пока работаю наши пары и ищут ответ на вопрос, какое же средство общения выступает на передний план, я предлагаю продолжить наше с вами общение.

13 слайд: (на слайде изображены атомы и молекулы)

Игра «Атомы и молекулы» :

Вам необходима небольшая первичная настройка: закройте глаза и представьте, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу («Молекулы!») вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза».

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем снова даю сигнал, участники снова объединяются и т. п. Обратите внимание, всем ли молекулам хватает атомов до нужного числа?

-Что, какие органы чувств, помогали вам в выполнении данного задания (зрение, тактильные ощущения, ориентировка в пространстве)

По окончании выполнения задания задаю вопросы коллегам, работающим в парах:

-Какие умения вам помогли создать такие прекрасные картины (фантазия, воображение, талант, умение обговаривать задуманное)

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.

Те же самые качества мы стараемся развить в наших воспитанниках (например игра по типу «Тетрис» : при создании заданной формы предметов, детям приходится после многочисленных самостоятельных проб и ошибок прибегать к помощи товарища, прислушиваться к его мнению, идти на компромисс и соглашаться или оспаривать свою правоту в выборе нужной фигуры). Слайд 14.

Таким образом, продемонстрировав вам различные варианты общения между собой, можно прийти к выводу, что существует 2 вида общения:

-вербальное и невербальное.

15 слайд:

Вербальное общение-(знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь (фото).

Невербальное общение-это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонацию, жесты, мимику, пантомимику (фото).

-Какими средствами общения пользовались работающие пары (вербальным, т. к. им пришлось договариваться при создании сюжета, обговаривать детали, приходить к общему мнению.)

-А какие средства общения пригодились нам при построении в молекулы (невербальные- жесты, мимика, пантомимика, т. е. шла передача информации или влияние друг на друга через различные образы).

С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7% того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть – через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник. Итак, указанные выше упражнения способствовали развитию умения лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; развитию невербальных средств общения с помощью передачи информации посредствам жестов, мимики, интонации, пантомимических навыков, созданию позитивного эмоционального положительного единства группы, что немаловажно в коррекционной работы с подгруппой детей с ОВЗ и благотворно сказывается на развитии индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В итоге, мне бы хотелось предложить одной из коллег проиллюстрировать следующую притчу (16 слайд) :

«Полная банка».

«Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

- Полна ли банка? - спросил профессор студентов.

- Да, полна, - ответили студенты.

Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.

- Полна ли банка? - ещё раз профессор спросил студентов.

- Да, полна, - ответили они.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись…»

Как вы думаете, с чем может ассоциироваться банка и её наполнители? (это образ ребёнка дошкольника, которого мы можем наполнить различными знаниями и умениями пользоваться всем этим багажом)

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, свои дети, здоровье, друзья,— всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (красивая одежда, маникюр, мнения коллег по работе, которое кстати не всегда бывает актуальным и искренним).

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, вымыть посуду, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. (17 слайд- фото счастливой семьи).

Больше вы не о чём не хотите меня спросить? О каком ингредиенте мы ничего не сказали?

«…Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.»

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Здоровый образ жизни». Мотивационная встреча для педагогов ДОО«Здоровый образ жизни». Мотивационная встреча для педагогов ДОО Форма проведения - соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы "Как сформировать осознанное отношение к своему здоровью?".

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей» Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьейДетский сад и семья - два важных института социализации детей. Дошкольное образовательное.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мини-музей как одна из форм взаимодействия в ДОУ с родителями воспитанников» Предлагаю мастер-класс для воспитателей в виде формы организационной деятельности как с детьми, но со взрослыми. Цель: Взаимообмен опытом.

Мастер-класс для педагогов «Я и настроение» «Уча других, мы учимся сами» Л. А. Сенека. Люблю людей в прекрасном настроении, Когда в глазах смеется доброта, А в сердце - то незримое.

Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

Мастер-класс для педагогов «торцевание».Мастер-класс для педагогов «торцевание». В рамках недели тематической недели ИЗО и МХК мною был проведен мастер- класс для педагогов «торцевание», цель которого - знакомство с нетрадиционной.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»«. Связная речь как бы вбирает в себя.

Мастер-класс «Богатырская наша сила». Художественно-эстетическое развитие (подготовительная группа в ДОУ)Мастер-класс «Богатырская наша сила». Художественно-эстетическое развитие (подготовительная группа в ДОУ) МК"Богатырская наша сила" Художественно - эстетическое развитие (подготовительная группа в ДОУ) Прошло веков немало. Но доныне Мы знаем.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО» «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО» Цель: Познакомить педагогов с основами информационно – компьютерной деятельности, определение места.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 23:27
+149Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова (УИ 389094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД