Елена Новикова
Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Наше общение я предлагаю начать с музыкальной паузы, а именно со знакомых вам песен.
1. Психологический тренинг на сплочение коллектива:
Цель: Установление контакта.
Ориентируясь на фото на слайдах вам нужно будет по очереди говорить следующее слово в песне вслед за предыдущим участником по часовой стрелке. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.
На слайдах:
2 сайд:- (фото кузнечика в траве) :
«В траве сидел кузнечик…»,
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Сила слова и тактильного прикосновения“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
3 сайд:- (облака похожие на различные фигурки) :
«Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.»
4 сайд:- -(фото уходящего времени)
«Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди, и хотя нам прошлого конечно жаль, лучшее конечно впереди…»,
5 слайд:- (фото головного убора Красной шапочки) :
«Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти…
-Что помогло вам понять, о каких песнях идёт речь?
-Какие средства восприятия вы использовали (зрение, слух)
2. Построение коммуникации в группе.
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
6 слайд:В первый раунд запускается один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «котёнок». Удостоверившись, что все поняли правила, продолжаем.
7 слайд: «Два предмета».
Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
Обращаю внимание на момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. (После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.)
Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
(Между раундами даю время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы).
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
(В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. В итоге оцениваю вовлеченность участников в решении проблемы и выявляю лидеров в группе).
По окончанию опрашиваю участников об игре:
-назовите сложности которые вам пришлось преодолеть, как вы их решали?
- к каким средствам передачи информации вы обращались (тактильные прикосновения, мимика, жесты, взгляды);
-какие эмоции вы испытывали, когда понимали что именно у вас в руках будет заданный предмет?
В качестве примера хочу привести игру, способствующую пополнению и активизации пассивного словаря дошкольников по средствам использования тактильных прикосновений «Тактильной книги»-фото страниц книги, оговариваем назначение и качество каждой страницы (8 слайд).
3. Игра «Близкое знакомство» :
Предлагаю коллегам написать своё имя и месяц рождения на листах и прикрепить их к одежде.
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка, к более темному);
• по месяцу рождения.
В итоге вы, как члены команды научились во взаимодействии понимать друг друга, больше узнали друг о друге, нашли схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.
В работе с дошкольниками, для достижения данной цели использую игру по типу Геоконд Воскобовича-«Волшебные резиночки». В процессе которой дети находят схожих символов между начертаниями букв, перестраивают из одной буквы в другую (9 слайд).
4. «Общее дело»
Задание: две пары участников тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс направлен на скорость и качество исполнения.
Результат:Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды (детского коллектива).
-Какие трудности вы испытывали (отсутствие второй руки, несогласованность действий и т. п.)
-Что вам в конце концов помогло справиться с этими трудностями (предварительная договорённость, умение понимать партнёра по игре и предугадывать его действия)
Действительно, для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда.
Того же самого результата мы стараемся добиться у дошкольников, используя самые простые игры «Постройте домики для трёх поросят», «Спрячь ежа», работая на ковролинографе и создавая общую картину (10 слайд).
В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри детского коллектива;
— развитие умения действовать сообща, договариваться;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— продуктивный обучающий процесс.
А сейчас, я думаю пора продолжить наше общение. Предлагаю вам притчу (11 слайд).
«Однажды весной внук с дедом убирали в огороде сорняки.
Вдруг ребё нок спросил:
— Дедушка, а почему сорняки, которые мы не сажали, так хорошо растут, а то, что мы сажаем, нуждается в нашем внимании, заботе и труде?
— Вот, внучек, благодаря своей наблюдательности ты сделал важное для себя открытие…»
-Как вы думаете, какое открытие сделал для себя мальчик (ответы коллег)
-А если соотнести сорняки и другие всходы с человеческими качествами? (ответы коллег)
«Всё ценное и значимое для человека зачастую требует от него немалых усилий, а вредное и ненужное произрастает само»-вот таков был ответ деда.
-Какова же наша цель, как педагогов (развить в ребёнке качества личности, которые бы способствовали всестороннему развитию личности в целом и самое главное- развитию общения, без которого невозможно настоящая жизнь человека в обществе).
Поэтому тема моего мастер-класса звучит так : «Сила слова и тактильного прикосновения» (12 слайд).
В нашем детском саду, на протяжении 13 лет функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Педагоги работают с детьми, имеющими различные речевые расстройства. Однако, среди них встречаются обучающиеся, у которых не только нарушено произношение, но и практически отсутствует речь. (Все вышеуказанные обучающиеся относятся к детям с ОВЗ). Поэтому, как вы заметили, цель нашей встречи: показать вариативность и значимость различных средств общения в работе с неговорящими детьми. Именно эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию.
Однако, возникает вопрос: какое средство общения выступает на передний план?
Для решения данного вопроса я предлагаю выйти на сцену 2 коллег.
Работа в парах:
Цель: Развитие творческого подхода
Задание: (Заранее готовятся необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины). Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему. Определиться с темой нам помогут предыдущие задания; как вы думаете выполняя их вы ощущали себя коллективом, какие вы были? (активные, дружные, сосредоточенные….) Итак, название вашей картины могут звучать:«Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»и т. п.
Пока работаю наши пары и ищут ответ на вопрос, какое же средство общения выступает на передний план, я предлагаю продолжить наше с вами общение.
13 слайд: (на слайде изображены атомы и молекулы)
Игра «Атомы и молекулы» :
Вам необходима небольшая первичная настройка: закройте глаза и представьте, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу («Молекулы!») вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза».
Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем снова даю сигнал, участники снова объединяются и т. п. Обратите внимание, всем ли молекулам хватает атомов до нужного числа?
-Что, какие органы чувств, помогали вам в выполнении данного задания (зрение, тактильные ощущения, ориентировка в пространстве)
По окончании выполнения задания задаю вопросы коллегам, работающим в парах:
-Какие умения вам помогли создать такие прекрасные картины (фантазия, воображение, талант, умение обговаривать задуманное)
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Те же самые качества мы стараемся развить в наших воспитанниках (например игра по типу «Тетрис» : при создании заданной формы предметов, детям приходится после многочисленных самостоятельных проб и ошибок прибегать к помощи товарища, прислушиваться к его мнению, идти на компромисс и соглашаться или оспаривать свою правоту в выборе нужной фигуры). Слайд 14.
Таким образом, продемонстрировав вам различные варианты общения между собой, можно прийти к выводу, что существует 2 вида общения:
-вербальное и невербальное.
15 слайд:
Вербальное общение-(знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь (фото).
Невербальное общение-это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонацию, жесты, мимику, пантомимику (фото).
-Какими средствами общения пользовались работающие пары (вербальным, т. к. им пришлось договариваться при создании сюжета, обговаривать детали, приходить к общему мнению.)
-А какие средства общения пригодились нам при построении в молекулы (невербальные- жесты, мимика, пантомимика, т. е. шла передача информации или влияние друг на друга через различные образы).
С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7% того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть – через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник. Итак, указанные выше упражнения способствовали развитию умения лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; развитию невербальных средств общения с помощью передачи информации посредствам жестов, мимики, интонации, пантомимических навыков, созданию позитивного эмоционального положительного единства группы, что немаловажно в коррекционной работы с подгруппой детей с ОВЗ и благотворно сказывается на развитии индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В итоге, мне бы хотелось предложить одной из коллег проиллюстрировать следующую притчу (16 слайд) :
«Полная банка».
«Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
- Полна ли банка? - спросил профессор студентов.
- Да, полна, - ответили студенты.
Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.
- Полна ли банка? - ещё раз профессор спросил студентов.
- Да, полна, - ответили они.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись…»
Как вы думаете, с чем может ассоциироваться банка и её наполнители? (это образ ребёнка дошкольника, которого мы можем наполнить различными знаниями и умениями пользоваться всем этим багажом)
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, свои дети, здоровье, друзья,— всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (красивая одежда, маникюр, мнения коллег по работе, которое кстати не всегда бывает актуальным и искренним).
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, вымыть посуду, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. (17 слайд- фото счастливой семьи).
Больше вы не о чём не хотите меня спросить? О каком ингредиенте мы ничего не сказали?
«…Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.»
Спасибо за внимание!