Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Организации деятельности в ДОУ. Детское экспериментирование»

Надежда Отараева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Организации деятельности в ДОУ. Детское экспериментирование»

Цель:

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов – дошкольников.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудования.

Стаканчики 5 шт, тазики 5 шт, картонки чуть больше горловины стаканчика 5 шт, салфетки 5 шт, одноразовые тарелки 5 шт, цветы из бумаги 5 шт, сахар-рафинад, красители, 3-х литровые банки, пищевая пленка, насекомые игрушки 5 шт, мыльные пузыри – тазик с водой, молоко 5 стаканов красители гель для посуды, ватные палочки, пипетки 5 шт, листы бумаги - секретное письмо, свечки 5 шт.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Организации деятельности в ДОУ, Детское экспериментирование“» размещена в разделах

Персонаж: Степашка – ИКТ.

Участники мастер – класса педагоги ДОУ 5 человек.

Содержание:

1. Определение понятия - детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они,

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они,

А на вопрос найти ответ,

Поможет нам – эксперимент!

Ведущий.

А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование?

Ну что ж, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в соответствии с развивающей парадигмой образования.

И свое выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:

Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях с активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

По мнению ряда ученых – экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников и деятельность, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно, под незаметным руководством взрослого делает для себя открытие.

И важно чтобы в процессе экспериментирования воспитатель выступал не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются более осознанными и прочными.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля.

Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная».

Как быть?

В некоторых случаях представляю детям поле пробности, например – «Чтобы определить из какого материала Капитану можно построить корабль, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет».

Важно чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем это я делаю?».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, а некоторым необходима помощь советами. Далее проверяем наши предположения. По окончании эксперимента делаем выводы. В случае затруднения выводы делает воспитатель или совместно с детьми.

Создать мотивацию мне помогают сказочные герои.

Сегодня это Степашка (показ Степашки)

- Ой-ой-ой, что-то я не понял, я что - ли мотивация? (трек 1)

Ведущий:

- Степашка подожди, и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтоб деятельность для детей значимой была.

- Конечно я помогу и про фокусы расскажу.

Вчера к нам приходил фокусник и показал интересный фокус.

Налил в стакан воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жаль, что вы этого не видели.

- Какой интересный фокус. Интересно, почему картонка не упала?

А вы не хотели бы повторить этот фокус? А для этого я приглашаю 5 человек.

Ну что ж фокус начинаем

в фокусников вас превращаем.

Ну что ж попробуем повторить фокус.

(Участники мастер-класса выполняют эксперимент).

- Ура фокус получился. Как вы думаете, почему картонка не падает?

Вывод.

Мы знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую стакан с водой. Он давит на картон снизу, поэтому картонка не падает.

Это интересно и удивительно, а удивление это первая ступенька к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.

Ведущий:

А вот недавно Степашка гулял по лесной тропинке и вдруг заметил на земле маленького муравья. Ему так захотелось разглядеть его поближе, но он не смог, муравей был таким маленьким.

Да, муравей маленький и его трудно разглядеть, но если чего - то захотеть можно что-нибудь придумать. А вы не знаете, как можно это сделать? (выслушать ответы). Надо взять лупу. Но у нас нет лупы. Как же быть?

Я вспомнила. Говорят, что в воде все предметы кажутся большими. Давайте это проверим.

Проводится опыт --- Для этого мы посадим муравья в трехлитровую банку. Сверху затянем горлышко пищевой пленкой, но не натянем ее, а наоборот, продавим ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем пленку резинкой, а в углубление нальем воды. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Что вы видите? Муравей увеличился в размерах. Почему это произошло?

Вывод: вода и пищевая пленка, дают эффект увеличительного стекла.

Ведущий:

Степашка был на озере и в нем плавали загадочные цветы - кувшинки. Такие красивые. Он стоял и любовался ими, как распускались эти прекрасные цветы.

И мы сейчас с вами понаблюдаем этот волшебный процесс. А для этого

у нас как раз есть цветы и озеро. Как вы думаете, у нас цветы раскроются? Проверим?

Проводится опыт - смотрите, смотрите на наших глазах лепестки цветов распускаться. Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Все гениальное просто.

Ведущий:

Мама Степашки хочет сделать ему сладкую вату и попросила его купить сахар красного цвета. Он побывал во всех магазинах, но красного сахара не нашел.

Как вы думаете, бывает цветной сахар? (ответы).

А я знаю, как можно покрасить сахар.

Делают опыт - Для этого нужно в блюдце поставить кубики сахара, теперь нальем окрашенную воду в тарелочку и посмотрим, что получится?

Вывод. Как это получилось? Вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и смешиваются с молекулами сахара. И далее вода поднимается по кубикам снизу - вверх.

Степашка по дороге к нам увидел огромный луг, который был усыпан разноцветными весенними цветами, словно волшебным узором.

Ведущий:

А вы хотите нарисовать узоры?

Опыт с молоком,- какие красивые узоры получились. Кто знает, почему узоры появляются?

Вывод: моющее средство разрушает жир в молоке и тем самым заставляет «танцевать» краски в молоке.

Степашка очень любит наблюдать радугу в небе –этот красивый разноцветный мост раскинутый через весь лес. А радуга как известно бывает непременно после дождя. Теперь Степашка каждый день ждет когда же пойдет дождь и скучает. Как вы думаете, мы можем без дождя показать радугу Степашке?

Для этого мы возьмем разноцветные конфеты, разложим их на тарелочке, в центр нальем воды и подождем. Появилась радуга? Степашка очень рад.

Степашка теперь на многие вопросы узнал ответы.

Уважаемые коллеги спасибо вам за помощь.

Я пускаю пузыри, в воздухе кружат они,

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Ну что ж фокус завершаем

вас обратно превращаем.

В мастер-классе я постаралась представить примерную совместную исследовательскую деятельность.

В форме помощи персонажу – Степашке мы учились экспериментировать. Также сегодня мы узнали, что при организации детского экспериментирования следует выбрать тему и объект исследования с учетом интересов и жизненного опыта детей, а также необходимо создание мотивации у детей к деятельности. Использовать проблемные ситуации, вести диалог с детьми, поощрять, осуществлять по мере возможности проверку всех гипотез и формулировать выводы.

Уважаемые коллеги спасибо вам за внимание!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Мастер-класс для педагогов по организации и оформлению мини-огорода на подоконникеМастер-класс для педагогов по организации и оформлению мини-огорода на подоконнике Уважаемые педагоги сегодня мне хотелось бы поделиться с вами вариантами оформления "Мини-огорода на подоконнике". Для этого вам нужно всего.

Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование»Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование» .

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Организации деятельности в ДОУ. Детское экспериментирование»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 13:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД