Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Геоборд — что это? Этапы работы. Новое оборудование для развития детей с ДЦП»

Тина Матрёнина
Мастер-класс для педагогов «Геоборд — что это? Этапы работы. Новое оборудование для развития детей с ДЦП»

Цель мастер-класса – знакомство педагогов с новым оборудованием для развития детей с ОВЗ.

Задачи:

Теоретическая часть:

- познакомить с геобордом

- рассказать о истории его создании, о его предназначении и развивающих функциях

Практическая часть:

- предложить поиграть с геобордом

- познакомить с авторской методикой работы с ним

Предварительная работа:

1. Создание геобордов и дополнительных к ним материалов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Геоборд — что это? Этапы работы, Новое оборудование для развития детей с ДЦП“» размещена в разделах

2. Создание презентации

Материалы и оборудование:

Геоборды (от 5 штук и более, наборы разноцветных резиночек, игрушек, шариков разной величины, проектор, ноутбук, экран.

Содержание мастер-класса.

Теоретическая часть

В течение последних 50 лет во всем мире увеличивается количество детей, родившихся с диагнозом «детский церебральный паралич». Стоит отметить, что в России частота этого заболевания существенно выше, чем в западных странах. Если в США, согласно официальной статистике, на 1000 новорожденных отмечается 1-2 случая заболевания ДЦП, то в Российской Федерации этот показатель может достигать 6-8 случаев и более на 1000 родов. [Иванов, Евтюков, 2009: 5]

Страны СНГ испытывают те же трудности. Например, статистика г. Астана (Казахстан): в 2015 году количество больных с ДЦП возросло на 6,9 %, по сравнению с 2010 годом. В 2016 году количество больных с этим диагнозом увеличилось ещё на 1500 человек. Такой рост происходит по причине увеличения выживаемости недоношенных младенцев с массой менее 1 кг. [ДЦП в 2016, 2016] Детский церебральный паралич является основной причиной детской инвалидности, его частота составляет 2 – 2,5 случая на 1000 детей. Современные достижения медицины оказывают на статистику ДЦП двоякое влияние. С одной стороны, такие факторы риска развития патологии, как резус–конфликт матери и плода с последующими проявлениями билирубиновой энцефалопатии, в настоящее время хорошо поддаются контролю и лечению и это частично уменьшило частоту гиперкинетических форм ДЦП. С другой стороны, значительно вырос удельный вес таких факторов риска, как преждевременные роды и многоплодные беременности. [Батышева, Быкова, Виноградов, 2012]

По данным Даниловой Л. А., Мастюковой Е. М., Ипполитовой М. В., Панченко И. А., Архиповой Е. Ф. у детей с ДЦП кроме двигательных нарушений различной тяжести есть и другие сопутствующие нарушения в развитии. Среди них значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. На первом месте среди них нарушения письменной речи: дислексия и дисграфия. Трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, несформированностью оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики пальцев рук. При дисграфии дети с трудом запоминают начертания букв, часто забывают их, путают буквы или их элементы с другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении некоторых букв). [Левченко, Приходько, 2001:156]

У детей с ДЦП уже в раннем возрасте идет работа по развитию зрительно-моторной координации, которая начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук. [Архипова, 1989]

Для детей дошкольного возраста создается комплекс коррекционно-развивающих упражнений (в соответствии с возрастом и особенностями двигательных нарушений, задачами которых являются: коррекция навыков ходьбы и походки, развитие координации, пространственной организации движений, развитие и коррекция бега и прыжков у детей с нетяжелыми нарушениями двигательной функции (с разрешения врача и инструктора ЛФК, развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму. Огромное внимание уделяется развитию общей координации движений и коррекции хватательной функции рук. Даже если сформирован захват предметов, то координированные действия двумя руками все еще недоразвиты. Многие дети уже могут захватывать предметы с противопоставлением большого пальца остальным. Исключение составляют дети с тяжелыми поражениями рук или одной руки. Однако даже при относительно нетяжелом поражении рук все дети с ДЦП затрудняются в захвате и удержании карандаша, фломастера, кисти или мелка, которые они крепко зажимают в кулаке. [Мастюкова, 1991: 66] Нарушения пространственных представлений и зрительно-моторной координации у детей с ДЦП затрудняют ориентировку в пространстве комнаты, на плоскости стола, листа, строчки, клетки. Это создает серьезные трудности при подготовке руки к письму.

Для решения этих задач мы ввели в занятия по подготовке ребенка с ДЦП к школе планшет «Геоборд».

Калеб Гаттегно (Caleb Gattegno) (Египетский математик, 50-е годы XX века) распространяет дидактический материал под названием «Геоборд» (Geoboard - геометрическая доска) – это поле с двадцатью пятью штырьками для «рисования» резиночками. «Геоборд», по мнению математика, помогает ребенку в освоении некоторых базовых правил планиметрии: периметр, площадь, фигура и т. д., развивает индуктивное и дедуктивное мышление, дает представление о симметрии, конгруэнтности, трансформации размера, формы. За рубежом «Геоборд» используется для обучения школьников. В России в 90-е годы XX века появляются различные варианты «Геоборда». Они называются геометрический или математический планшет. [Финкельштейн, 2017: 2]

Математический планшет - это развитие исследовательской деятельности детей, помощь в их моторном, познавательном развитии, а также раскрытие творческих способностей. В игре с планшетом у ребенка развивается мелкая моторика пальцев рук, пространственное восприятие, сенсомоторная память, быстрее происходит усвоение новых знаний и навыков. Развитие воображения будет способствовать получению хороших результатов во всех видах деятельности и обеспечит качественную подготовку к школьному обучению. [Возможности планшета, 2017]

Детей очень увлекает эта «игрушка», которая не похожа на другие и с которой можно долго фантазировать.

Практическая часть

Предлагаю Вам поиграть с этой «игрушкой». Перед Вами лежат геоборды, сейчас мы с Вами поэтапно рассмотрим мою методику работу с ними.

На первом этапе мы проводили работу по развитию пространственных навыков. Сначала шла работа по ориентировке в схеме собственного тела и ознакомлению с пространством комнаты. Затем ребенка знакомили с плоскостью стола. Когда эти навыки закреплялись, мы вводили в занятие «Геоборд» малого размера 5х5.

Коррекционная-развивающая работа проводилась последовательно по следующим направлениям:

• знакомство с новым оборудованием: рассматривание планшета, ощупывание плоскости и штырьков;

• задания, направленные на различение понятий «право, лево, верх, низ»;

• упражнения для определения углов «Геоборда» (левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний). Сначала определение указательным пальцем руки.

• задания, направленные на формирование активных действий по воспроизведению пространственных отношений (для ориентировки на плоскости планшета проводились игры с мелкими игрушками);

• расположить предметы в указанном направлении (вводились любые маленькие игрушки);

• назвать, где находится предмет по отношению к другим предметам и к нему самому;

• с помощью игрушки передвигаться по планшету между штырьками. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем по словесным инструкциям дети перемещали игрушки по плоскости планшета, комментируя свои движения: «вверх-вниз», «слева направо» и т. д.

Захват предметов при не слишком тяжелом поражении рук становится более быстрым и совершенным, но координированные действия двумя руками еще слабо развиты, поэтому у ребенка с трудом формируются навыки самообслуживания.

Многие дети уже могут захватывать предметы с противопоставлением большого пальца остальным. Исключение составляют дети с тяжелым преимущественным поражением рук или одной руки. Однако даже при относительно нетяжелом поражении рук все дети затрудняются в захвате и удержании карандаша или мелка, которые они крепко зажимают в ладони всеми пальцами. [Мастюкова, 1991: 66]

Поэтому на втором этапе наша работа была направлена на развитие хватательных движений и зрительно-моторной координации у детей. Для этой работы в занятия вводился «Геоборд» большего размера 8х8 или 10х10. На занятиях дети выполняли следующие упражнения:

• свободное «письмо» указательным пальцем по плоскости планшета;

• для формирования правильного дифференцированного захвата предметов ребенку предлагают набор резинок и просят натянуть их на штырьки без какой-либо дополнительной инструкции (на начальной стадии резинки могут быть меньшей упругости и мягкие, для облегчения задачи, затем вводятся упругие твердые маленькие резинки для формирования силы и координации пальцев рук);

• для воспитания точности и завершенности движения выполняются упражнения на соединение разноудаленных штырьков. Сначала точки должны располагаться на расстоянии 2–3 см друг от друга, затем можно увеличивать расстояние и положение в пространстве заданных штырьков (детям предлагалось натянуть резинку от одного до другого заданного штырька).

Затем вводятся более сложные упражнения:

• создание резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных, диагональных, ломанных и зигзагообразных линий;

• построение треугольников, четырехугольников;

• выкладывание разных предметов, животных по образцу, по схеме;

• создание лабиринтов из резинок и прохождение по лабиринтам пальцем и мелкими игрушками;

• катание шарика по лабиринту для нахождения входа и выхода, используя «Геоборд», как ручной балансир (малые формы мозжечковой стимуляции).

После освоения всех выше перечисленных упражнений наступает третий этап - введение «Геоборда» в занятия по обучению грамоте. Таким образом, мы начинаем работу по коррекции графических навыков и чтения. У детей на столах лежат разноцветные резинки: красные, зелёные и синие. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников, называем звуки, а дети формируют с помощью резинок определённого цвета заданные буквы.

Основной этап при обучении грамоте — букварный. Работа на этом этапе направлена на освоение звукового анализа и синтеза, обучение чтению слогов и слов. Дети знакомятся с буквами, учатся узнавать их по определенным признакам (отдельно и в составе слова, в разных позициях, правильно соотносить звук и букву. [Левченко, Приходько, 2001:165]

Традиционно при обучении грамоте детей с нормальным развитием понятие «буква» вводится после того, как у детей сформируются операции фонемного анализа и синтеза. При работе с детьми с ДЦП можно знакомить их с буквами уже на первоначальном этапе обучения грамоте.

Чтобы ребенок смог приобрести графический навык, он должен усвоить графический образ буквы, из каких элементов она состоит, в каких пространственных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве и как они расположены на рабочей строке.

Педагог может предложить детям целый комплекс заданий:

• построение узоров по образцу, по схеме, как у учителя, который сидит рядом;

• построение по образцу с поворотом – как у учителя, который сидит напротив;

• построение цифр;

• построение основных элементов букв;

• построение букв совместно с педагогом, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, по памяти и с поворотом;

• построение гласных и согласных букв резинками соответствующего цвета (красный – гласные, синий и зеленый – твердые и мягкие согласные);

• построение слогов;

• построение 2 – 5 буквенных слов.

Только затем мы переходим к письму карандашом, потом ручкой от опорной точки сначала в альбомах без разлиновки, затем в разделенных частях листа, позже – в тетради. Рисование карандашом позволяет лучше отработать нажим, навык проведения линий различной направленности, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Таким образом, использование «Геоборда» на занятиях по формированию пространственных представлений, развитию зрительно-моторной координации и обучению грамоте помогает детям с ДЦП легче освоить графические навыки, подготовить руку к письму, научиться читать. Дети, по собственному желанию, делают «Геоборд» своей любимой, настольной игрушкой, постоянно выкладывая на нем новые узоры и лабиринты. Их пальцы быстро тренируются крепко удерживать мелкие предметы, растягивать тугие резинки, и балансировать «Геобордом» при катании шарика по дорожкам. Таким детям легче освоить клетки и строки в тетрадях, учитывая четкую структуру рядов штырьков. «Геоборд» – отличное средство для привлечения внимания ребенка с ДЦП к тем сторонам его развития, которые требуют коррекции.

Библиографический список:

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989.

2. Батышева Т. Т., Быкова О. В., Виноградов А. В. Детский церебральный паралич – современные представления о проблеме (обзор литературы) // Российский медицинский журнал. 2012.

3. В 2016 году количество больных ДЦП увеличилось на 1500 человек // 2016.

4. Иванов Д. О., Евтюков Г. М. Интенсивная терапия и транспортировка новорожденных детей (2-е изд., расширенное и дополненное). Издательство «Человек». - Санкт-Петербург, 2009.

5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

6. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенчекий, ранний и дошкольный возраст. М. - «Просвещение», 1991.

7. Развивающие возможности математического планшета //2017.

8. Финкельштейн Б. Б. Игровой альбом «Математический планшет для малышей». ООО «КОРВЕТ».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей» Мастер класс «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей» «Сделать серьёзное занятие.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития математических представлений у дошкольников» .

Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?»Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?» Этот материал будет полезен педагогам и родителям для ознакомления и расширения знаний детей об окружающем мире. Одним из важнейших явлений.

Мастер-класс для педагогов «Что можно сделать из цветной соли» Мастер-класс для педагогов «Что можно сделать из цветной соли» Цель: Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно-экспериментальной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Подготовила: воспитатель Первушкина.

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной техники рисования для работы с детьми» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей» Актуальность Чтобы работать с детьми, каждому воспитателю нужно уметь заниматься театрализованной деятельностью. Это значит: разучивать.

Мастер-класс для педагогов «Этапы работы со звуком» ЦЕЛЬ: Обобщение и распространение педагогического опыта работы со звуком Задачи: Создание условий для профессионального развития педагога,.

Сказкотерапия — это что-то новое… или хорошо забытое старое? мне предложили написать эту статью, я очень сильно напряглась, т. к. никогда еще не занималась писательской деятельностью. Но стоило мне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Геоборд — что это? Этапы работы. Новое оборудование для развития детей с ДЦП»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 15:25
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД