МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения»

Анна Выскорка
Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения»

Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными средствами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть определёнными коммуникативными навыками: сотрудничество, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информации, умение говорить и общаться.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения“» размещена в разделах

Социализация детей с нарушением зрения включает в себя не только овладение ими жизненно необходимыми элементарными навыками. Важнейшее значение приобретает умение взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, а также эмоциональная отзывчивость на происходящее.

Эмоционально – личностное развитие также имеет свои особенности. Ребенок не может в полной мере воспринимать окружающий мир, пытается скрыть от окружающих свой дефект, чувствует себя скованно, неестественно и дискомфортно, стеснительно, очень раним и чувствителен, особенно к критике в свой адрес, имеет проблемы с социальной адаптацией. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ОВЗ реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти правильный выход из положения они не могут.

В связи с этим необходимо обратить внимание на специфику психоэмоционального напряжения у детей этой категории. У значительного числа детей наблюдаются невротические проявления, вызванные как самим зрительным заболеванием, так и особенностями его лечения. Многие дети в этот период становятся раздражительными, возбудимыми, отказываются от контактов с окружающими.

Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, необходимо направлять их совместные действия, специально создавать, организовывать ситуации общения, широко используя игровые приемы.

Воспитатели, учителя-дефектологи, педагог-психолог - должны быть не только организаторами и направляющими, но прежде всего, активными участниками всех видов детской деятельности, побуждать их к эмоциональному и речевому общению, формировать у них навыки неречевого общения (т. е., умения использовать жесты, мимику, пантомимику). Все это, поможет детям быстрее овладеть общением, а значит, и легче адаптироваться к условиям детского сада и к процессу лечения зрительного заболевания.

В связи с этим рекомендуется проводить с детьми специальные психокоррекционные занятия, направленные на создание у них положительного эмоционального тонуса.

Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей.

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу. Благодаря коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.

Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Некоторые игры мне хотелось бы проиграть вместе с вами, поэтому попрошу желающих, выступить в роли детей и подойти ко мне. Для того чтобы вы лучше вжились в роль, я предлагаю вам одеть атрибуты.

1. Игра – приветствие

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит: «Здравствуйте. Я – Анна. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуйте, Наталья. Наталья сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

2. Ветер дует на.»

Со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. - есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

3. Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

4. Дотронься.

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

5. Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

6. Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

7. Невидимая надпись

Эта игра может быть прекрасным завершением дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите группу на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, когда Вы (пальцем или "волшебной палочкой") пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.

Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую букву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла таким образом со всеми попрощаться.

Заключение: Релаксация для педагогов

Публикации по теме:

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в МБДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-НЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36 «БЕРЕЗКА».

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке Презентация - обобщение опыта работы. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Современное.

Интегрированная НОД для детей среднего возраста в группе для воспитанников с нарушением зрения на тему «Зима. Зимние забавы» Интегрированная НОД для детей среднего дошкольного возраста в коррекционной группе для воспитанников с нарушением зрения на тему «Зима.

Конспект ООД по области «Социально-коммуникативное развитие» для детей средней группы «В гости к Лесовику» Программное содержание: а) образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием живого и растительного мира. Формировать.

Консультация для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие младшего и среднего возраста в условиях ФГОС» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» .

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно.

Презентация «Социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе» Социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе Подготовила воспитатель детского сада №21 г. Новороссийска Емельянова Екатерина.

Социально-коммуникативное развитие детей в детском саду Социально - коммуникативное развитие детей в детском саду Подготовила воспитатель Линёвского муниципального детского сада №2 «Ромашка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 00:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД