Получи документы

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Светлана Шурыгина
Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следуя рекомендациям Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности", особой восприимчивости дошкольника к речи. Поэтому так важно активизировать познавательные процессы ребенка именно в этом возрасте, направляя их на развитие языковых навыков.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Обучение грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

• требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

• физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребё нок:

• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :

Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?" :

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

И в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл) :

"Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.

Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

В середине слова.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Начинаем со звуков [м], [н], потому что:

Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Далее дети произносят звук сами. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы.) Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,

Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зимы).

Проводится с родителями звуковой анализ слова.

Символ слова - это полоска. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой.

Существует много приемов работы со схемой слова:

* назвать количество звуков в слове;

* назвать звуки по порядку;

* сколько в слове гласных звуков в слове?

* назовите их по порядку;

* сколько согласных;

* назвать первый звук, последний, третий:

На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает, распространяет и заменяет слова в предложении.

Работа с родителями :

Мальчик лепит. - распространите предложение. Мальчик лепит снеговика. Мальчик лепит снеговика из снега.

А теперь сократите его. Мальчик лепит.

- Изменился смысл? Что еще может лепить мальчик, или кто еще может лепить. Далее составляется схема предложения и называется, сколько слов в предложении, какое первое слово, второе и т. д.

Проводится звуковой анализ слова и разбор предложения - сколько слов в предложении, какое первое, второе…

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть от занятия к занятию дети чувствуют свой успех, делают какие-то маленькие "открытия" для себя.

Публикации по теме:

«Белка». Аппликация из сухих листьев. Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста«Белка». Аппликация из сухих листьев. Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста «БЕЛКА» - аппликация из сухих листьев (поэтапное выполнение). Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста. ДЕВИЗ: «Для ребёнка,.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста и их родителей «Аппликация» Подарок для папы  «Ракета»Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста и их родителей «Аппликация» Подарок для папы  «Ракета» Когда приблизилась дата праздника День рождения папы, вопрос подарка для него у нас с дочкой не стоял. Главное, придумать интересную идею.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Счастье» для родителей и детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Счастье» для родителей и детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Качотян С. Н. ГБОУ Школа №935 Цель мастер-класса: - Проявить интерес к народному творчеству-рукоделию. Окунуться в славянские.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 марта 2021 в 18:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД