татьяна краковная
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук. Лепка из солёного теста «Моя ладошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Лепка из солёного теста «Моя ладошка»
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях
Задачи:
1. Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Публикация «Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук, Лепка из солёного теста „Моя ладошка“» размещена в разделах
- Ладошки. Поделки и аппликации из ладошек
- Лепка, пластилин. Мастер-классы для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним;
3. Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.
4. Познакомить с приемами лепки из солёного теста.
5. Раскрыть актуальность пальчиковых игр.
Предварительная работа:
1. Подготовка образцов изобразительного материала.
2. Составление конспекта, нахождения необходимого методического материала.
Участники: родители и дети.
Форма проведения: Мастер-класс.
Ход мероприятия
Воспитатель
Уважаемые родители!
Цель нашей сегодняшней встречи - это познакомить Вас с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков и овладение методикой использования солёного теста как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества
Сегодня мы поговорим с вами о различных способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом? Известно, что за последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (выслушиваются мнения родителей).
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
-дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
(Показать родителям материал, который используется для развития мелкой моторики в группе, оговорить некоторые игры).
Например:
1. Игра с карандашом.
Содержание:
• Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.
• Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.
• Вращение карандаша ладонями обеих рук.
• Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т. д.).
Предлагаю вам поиграть в игру карандаш.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Каждый пальчик быть послушным научу.
2. Игры с прищепками.
С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.
3. Крышки (цветные, от различных бутылок)
Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста.
4. Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет).
«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться.
Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (крышки, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
5. Игра с резинками для волос.
-мелкую моторику;
-внимание;
-закреплять представление о цвете;
-пространственную ориентировку и др.
Содержание игры: надеть резинки на пальчики, согласно предлагаемой карточке, можно проводить соревнования - кто быстрей наденет резинки.
6. Игры - потешки или пальчиковые игры.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит
(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.)
Какие пальчиковые игры вы знаете, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (выслушиваются мнения родителей)
(Вниманию родителей предлагается несколько пальчиковых игр.)
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Например:
Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)
Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)
Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.
Советы родителям :
Также можно рисовать на подносе с манкой.
Рисовать пальчиками и ладошками используя для этого пальчиковые краски (хорошо растворимую гуашь.)
Нанизывать макароны, пуговицы на нить.
Катать с шипами мячи между ладонями.
Интересные поделки с детками можно выполнять из подручных средств. Практически в каждом доме есть бумажные салфетки. Кроме, как использовать их по прямому назначению, мы предлагаем вам применить их в творчестве. Этот вид творчества способствует развитию у детишек мелкой моторики рук, тактильного восприятия, фантазии, внимания, эстетического вкуса.
Так же можно играть с пальчиками под музыку
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать: различные шнуровки
игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими
игры с глиной, пластилином или тестом.
рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Тесто (солёное тесто). Тесто развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с тестом, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть крупу - и предлагаем украсить пирог или дом. Не стоит давать сразу много крупы, иначе дети будут ее просто двигать и пересыпать, а не вдавливать в тесто. Дайте 5-6 фасоли, потом 5 горошин, 5 веточек, 2 шишки. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, макароны разной формы, бисер, бусинки, кусочки фольги.
Мы предлагаю вам сейчас вместе с детьми сделать простейшею поделку из солёного теста.
ОБОРУДОВАНИЕ: Соленое тесто, дощечка, одноразовая бумажная тарелка, влажные салфетки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: старинная мудрая пословица гласит: «Не дорог подарок дорога любовь». Давайте совместно со своими детьми сделаем подарки (сувенир). Сделаем с любовью. Ведь именно это самое важное – любить своих близких. Об этом и пословица говорит: «Не дорог подарок дорога любовь».
- Сегодня предлагаем вам сделать сувенир «Моя ладошка».
Мы вылепим сувенир из соленого теста. Это тесто приготовлено из муки, большого количества соли. И еще немного клея добавляется в это тесто. Поэтому есть его нельзя, оно несъедобно и предназначено только для изготовления поделок.
Дети совместно с родителями протирают руки влажными салфетками, занимают рабочие места.
Воспитатель. Начнем работу с того, что сделаем из теста шар.
С помощью родителей дети раскатывают лепешку.
Для того чтобы подготовить наши пальчики к такой непростой, но интересной работе, давайте их потренируем, сделаем разминку.
Пальчиковая гимнастика
«ПАЛЬЧИКИ»
Палец Толстый и Большой (Загибать пальцы на левой руке)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. Четверостишие повторяют несколько раз.
Воспитатель; Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе. Приготовили ладошки и аккуратно оставили отпечаток на тесте. В процессе работы проводится беседа.
Результаты:
В заключение, хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.