Лариса Балюева
Мастер-класс для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер класса : ознакомление педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками; показ приёмов проведения дыхательных упражнений.
Задачи:
- показать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе по оздоровлению детей в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- показать значение дыхательных упражнений и гимнастики, как одного из средств оздоровления детей дошкольного возраста.
Дыхание - жизнь. Вряд ли данное утверждение у кого-нибудь вызовет возражение. Если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Дыхательные упражнения укрепляют дыхательный аппарат, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Также упражнения на дыхание помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям.
При составлении комплексов дыхательной гимнастики необходимо учитывать: эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; доступность упражнений для детей разного возраста; степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
Дыхательные упражнения проводятся в таких режимных моментах как утренняя гимнастика и на прогулке, на занятиях физической культуры, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.
Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях: астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах. ОРЗ и т. д.
Одним из основных средств лечебной физической культуры являются дыхательные упражнения, задача которых – активизация дыхания.
Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения.
Специальные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с легочными осложнениями (пневмония, парезы и параличи дыхательных путей).
Задачей общих упражнений является улучшение вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динамическими и статическими упражнениями.
Статические упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они, в положении стоя, сидя, лежа.
Динамические упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных исходных положениях с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер.
Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох – уменьшению.
Дыхательные упражнения необходимо применять в чередовании с общеразвивающими упражнениями, так как дыхательная гимнастика в чистом виде вызывает гипревентиляцию.
Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При нарушении дыхания : нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затруднительным. Нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и др. органы, снижаются защитная функции организма.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма, улучшает пищеварение.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным, и грудным, или реберным. Грудное дыхание, в свою очередь, делится на верхнее и нижнее реберное. Наша задача научит ребенка диафрагмальному дыханию.
Диафрагмальное дыхание известно под именем «брюшного», «глубокого», «диафрагмального» дыхания.
При таком дыхании легкие имеют больше свободы действия. Сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.
По классификации Овсянникова В. Д., диафрагмальное дыхание осуществляется за счет движения диафрагмы и является наиболее оптимальным, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Это дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.
Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.
Вариант глубокого дыхания — нижнереберное дыхание, когда к работе диафрагмы подключаются нижние межреберные мышцы. Это дыхание наиболее экономично при повышенных и продолжительных нагрузках.
При диафрагмальном дыхании : вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом. Грудь при этом не должна подниматься.
Начинать тренировку (особенно в детском саду) лучше всего с выработки статического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», «стоя» и в движении. Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового вдоха и выдоха.
Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении. Первые упражнения лучше проводить лежа на спине: одну руку – под поясницу, другую (для контроля) – на область диафрагмы, вдох – носом, выдох – ртом.
Сначала ребёнку предлагаем беззвучные дыхательные упражнения. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе ребёнок произносит звуки, слоги. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: а-х, выпуская воздух через рот. Затем упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с-с-с-с. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф-с-ш.
Игра «Игрушки сели на качели». Ребёнок лежит на спине на ковре, на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Все занятия с дыхательными упражнениями В ДОУ нужно проводить систематически, так как результаты ее применения в плане укрепления иммунитета и оздоровления будут видны после длительного курса.
Занятия дыхательной гимнастикой проводят в форме игры. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Повторим требования правильного ротового выдоха.
• Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха.
• Выдох происходит очень плавно.
• Во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки.
• Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот.
• Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
• Во время пения или разговора нельзя добирать воздух с помощью частых коротких вдохов.
Дыхательные упражнения быстро утомляют малышей, иногда могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо контролировать по времени и обязательно чередовать с другими играми и занятиями.
Хочу вас познакомить и не только, хочу вас обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:
«ЧАСЫ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
НАДУВАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Кроме дыхательных упражнений с движениями, можно и нужно проводить статичные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.
Я предлагаю вам самим выполнить упражнения. Для вас я подготовила оборудование, которое необходимо для упражнений. Пробуйте выполнять эти упражнения, задавайте вопросы, я помогу вам в освоении этих упражнений.
(Воспитатели пробуют всевозможные упражнения).