МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» (6 фото)

Муртазаева Анжела
Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №1» с. Хазар

Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

астер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Подготовила воспитатель

Муртазаева А. И.

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ“» размещена в разделах

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги, мне очень приятно сегодня выступать здесь, перед вами!

Тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

- Что такое технология ТРИЗ - как переводится?

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий. Основателем которой является изобретатель, педагог, писатель, фантаст – Генрих Саулович Альтшуллер.

- Какая же цель ТРИЗ?

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»

.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:

• Круги Луллия;

• Метод «Мозговой штурм»;

Метод маленьких человечков;

• Фантазирование;

• Системный оператор;

• Страна загадок и другие.

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде. Почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии.

Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру.

1. Игра «Хорошо – плохо» (с 4-х летнего возраста).

В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик. Достать из «чудесного мешочка» и т. д.

1 вариант. Например, съесть конфету – это хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Съесть конфету – плохо. Почему? (Потому что могут заболеть зубы.)

Ещё один пример телефон. Что хорошего в телефоне (мы получаем много интересной, полезной информации. Поддерживаем связь с близкими людьми, а что плохого (получаем радиацию, ухудшается зрение, отнимает много времени)

2 вариант. По цепочке: съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? В поликлинике большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можешь познакомиться с новыми друзьями и т. д.

А для следующей игры мне нужны помощники, желающие могут выйти(5чел)

2. «Мои друзья» (с 4-х лет).

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Правила игры:

На столе лежат карточки с изображением разных объектов, выберите каждый по 4 карточки. Определите для себя кто изображен и возьмите на себя роль этих объектов.

Например : телевизор умеет говорить, показывать. Машина является средством передвижения, на ней можно перевозить грузы.

Затем я выбираю и называю любое свойство. Ваша задача поднять картинку того объекта которое имеет это свойство.

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть.

К ведущему подходят, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

В: Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

Эту игру можно сделать подвижной,дети могут подбегать, а не подходить, могут показать мимикой и жестами образ объекта

Следующая игра у нас подвижная «Веселая карусель» я предлагаю вам подойти ко мне. И встать по кругу.

3. Игра "Карусель".

Цель: закрепление имен признаков, стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии,

учить обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.

Оборудование: Пособие представляет собой круг из ткани, на котором расположены по краю 10 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта, карточки с изображением (цвета, вкуса, формы, размера, запах и тд.)

Выберите пожалуйста объект. По команде : 1,2,3-беги, вы начинаете двигать по часовой стрелке (бежать) По команде : 1,2,3- замри (останавливаетесь). Перед каждым из вас находится карточка-значок признака. По очереди вы называете значок признака и характеризуете по нему выбранный объект.

С помощью этой игры мы закрепляем признаки предмета.

Эту игру можно играть с разными объектами рукотворного мира и природного

Теперь мы переходим к следующей методике «Кольца Луллия»

4. Игра «Кольца Луллия» по сказкам

Цель:

Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

Задачи:

Развивать память, внимание, мышление посредством анализа характеров героев, их роли в сказке, значению атрибутов присущим героям и предметам встречающимся в сказках;

Формировать связную речь детей.

Описание работы:

В основу игры взяты круги Луллия с 8- секторами, на которых размещается картинный материал.

Первый (самый большой круг) –сюжет сказки

Второй (средний круг) - герои

Третий (внутренний, малый круг) - атрибуты персонажей или предметы встречающиеся в сказке

Все три круга подвижны и каждый может вращаться независимо друг от друга.

Указательная стрелка - подвижный объект, соединяющий все три круга.

Варианты игры:

Вариант первый. Найти реальное. Я загадаю вам загадку.

Я вам предлагаю соединить сказку (большой круг, героя и атрибут под стрелкой, путем вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет).

Вырастил однажды дед

Этот овощ на обед,

А потом его тащил

Вместе с бабкой что есть сил.

Вариант второй. Найти ошибку

Педагог заранее подготавливает сказку. Первый круг - сказки, остается прежним. Средний круг вращается, персонажи меняются. на место персонажей встречающихся в сказках помещаются персонажи не присутствующие в сказках,ваша задача увидеть "ошибку" и назвать сказку в которой встречается данный герой. Аналогично в малом кругу могут помещаться атрибуты и предметы из разных сказок. Изменяется только один круг.

.(Храбрый мальчик) Этот мальчик был отважный,

Защитил птенцов однажды.

Победил змею в бою,

Смелость показав свою.

Эту игру можно использовать практически во всех областях: в ознакомлении с окружающим миром, по изучению ПДД, в математике, на музыкальных занятиях и тд.

5. «Системный оператор» (с 3-х лет).

Далее мы переходим к методике «Системный оператор» в этом нам поможет «Волшебный экран» на котором есть ось времени (от прошлого к будущему) и ось систем (над система, система, под система).

С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ об объекте. У нас объект Автомобиль

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего он нам нужен (например, автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребё нка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

Я собрала картотеку игр ТРИЗ технологии и методический материал, существует множество книг для изучения технологии.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.

Используйте игры ТРИЗ-технологии, на первый взгляд вам покажется сложной технология ТРИ, но если вы начнете ее изучать и использовать, перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Благодарю вас за внимание!

Фото «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер-класс для воспитателей - фото
Фото №1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад с Фото №2 астер класс для воспитателей Применение игр ТРИЗ технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ Подготовила воспитатель Муртазаева А Фото №3 Цель мастер класса практическое освоение технологии ТРИЗ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Мастер-класс «Чудесные превращения» для совместной деятельности родителей и детейМастер-класс «Чудесные превращения» для совместной деятельности родителей и детей Мастер-класс «Чудесные превращения» предназначен для совместной деятельности родителей и детей Задачи: • Учить родителей вместе с детьми.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Портфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии «Путешествие по карте» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной деятельности с детьми старшей группы. Тема: Куда улетают ласточки. Возрастная группа: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 20:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Муртазаева Анжела (УИ 2030137) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД