Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы»

Людмила Костина
Мастер-класс для воспитателей «Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс "Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы. "

Цель:

- формирование представлений об использовании средств художественной литературы в работе с детьми по воспитанию основ экологической культуры.

Задачи:

• совершенствовать знания участников мастер-класса об использовании средств художественной литературы в работе с воспитанниками по воспитанию основ экологической культуры;

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы“» размещена в разделах

• повысить компетентность участников мастер-класса в вопросах организации работы с воспитанниками по воспитанию основ экологической культуры посредством художественного слова

• организовать работу участников мастер-класса по ознакомлению с приёмами работы с литературным произведением в процессе формирования основ экологической культуры;

• упражнять в моделировании форм и приёмов организации работы с литературным произведением в контексте экологических представлений;

• содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости и актуальности приобретённого опыта.

Оборудование: стикеры, бейджи, памятки-буклеты, канцелярские принадлежности, раздаточный материал, мультимедийная презентация, мультипликационный фильм по сюжету рассказа.

Ход проведения: :

ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

«Приветствие»

- Уважаемые коллеги! Сегодня я постараюсь, чтобы наш мастер - класс прошёл на позитиве, ведь " Хорошее настроение - это доброта и мудрость вместе. "

О. Мередит

- Посмотрите на экран. Тема моего мастер - класса : "Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы. "

- Назовите ключевые слова, определяющие тему мастер - класса. (экология, художественная литература).

- Совершенно верно. И сейчас мы немного проверим ваши знания касаемые природы и детской литературы.

Блиц - турнир:

1. Кто в лесу огород выкопал и репу вырастил? (Мужик и медведь)

2. Для чего птицам хвост (служит рулём, помогает управлять полётом)

3. Почему июнь называют месяцем тишины? (птицы сидят на гнёздах)

4. В какой сказке описаны особенности внешнего вида и поведения крота, как подземного жителя? (Дюймовочка)

5. Сколько ног у паука? (8)

6. Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)

7. Продолжи: Белая берёза под моим окном. (Принакрылась снегом, точно серебром)

8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

9. Когда температура тела воробья ниже, зимой или летом? (одинаковая)

!0. В каком произведении даётся понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, за зимой идёт весна, за весной лето и т. д.? (Двенадцать месяцев).

11. У какого насекомого уши на ногах? (кузнечика)

12. Кому из писателей - натуралистов принадлежат эти слова?

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

(М. Пришвин)

13 .В произведениях Е. И. Чарушина есть "Страшный рассказ", в котором говорится как мальчики Шура и Петя остались одни на даче и очень-очень сильно испугались, как кто-то ". за дверью, в сенях негромко топает ногами по полу: топ. топ. топ. шлёп. шлёп. шлёп. топ. топ. ". Кто же так сильно напугал мальчиков? (Ёжик)

ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

- Молодцы! Сейчас я хочу обратить ваше внимание на книги, которые представлены на этой имправезированной книжной полке. Предлагаю выбрать себе по одной книжке и быстренько с ней ознакомиться.

- Теперь вопрос: назовите, пожалуйста, возможные варианты использования этих произведений в работе с детьми по экологическому воспитанию?

- чтение

-заучивание на изусть

-пересказ

-драматизация

-рассматривание илюстраций

- загадывание (загадки)

- и т. д.

- Вариантов использования множество: " На книжном пути ты сам режиссёр, художник, артист, музыкант, каскадёр… Когда интересную книгу читаешь, с писателем вместе свой мир сочиняешь. "

- Наша фантазия безгранична и сейчас она вам поможет в выполнении заданий, которые я для Вас приготовила.

- Итак, вы предложили разные варианты использования этих материалов. Я предлагаю применить их на практике.

Практический этап

1. Продолжи рассказ.

«Курочка». Е. Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и заквохтала: "Квох -квох - квох - квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

- Когда закончился дождь что случилось с цыплятами, которые не послушались свою маму? (Творческие ответы.).

2. Найдите ошибки в тексте.

Сидите в траве, бельчатки (зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, чёрненьких (сереньких, здесь и не увидит.

А бегать вам пока нельзя.

Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, — кто вас найдёт?

Ответ: Е. Чарушин "Зайчата"

3. Определите по отрывкам из стихотворений времена года.

Отшумела злая вьюга

Стала ночь короче дня

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня. (Весна) Г. Ладонщиков.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (Осень) А. Фет

Всё лицо и руки

Завалил мне снег

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех. (Зима) И. Суриков.

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он подстрижен косами

И побрызган росами. (Лето) И. Толмакова

4. Драматизация сказки

Виталий Бианки. Сказка «Лис и Мышонок»

— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, Лис, прятаться.

— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь!

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!

— А я от тебя в отнорочек — и был таков

5. Викторина - кроссворд.

6. Музыкальные песни о природе. («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья")

7. Поиграем. Подвижная игра " Ручеёк" Г. Ладонщиков.

— Эй, ручей-ручеёк,

Далеко ли ты потёк?

— Тороплюсь я в речку,

В речку-быстротечку.

Вместе с речкою к реке

Мы помчимся налегке

И с рекою вскоре

Добежим до моря.

— А из моря ты куда?

— А из моря я – сюда!

Белым облаком вернусь,

С неба дождиком прольюсь.

Стану снова ручейком,

И путём, что так знаком,

Побегу я в речку,

В речку-быстротечку.

Игроки: - Ты, ручей, быстрей беги

И дружка себе найди!

Игрок: - А я Дашеньку найду, и с собою заберу!

8. Ароматеропия " Найди мешочек".

Зачитываю стихи про мяту, грибы, чеснок, лимон, семечки. Задание: найти мешочки с запахами этих растений.

Ромашка

Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

«А знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Итог:

- Уважаемые коллеги, сегодня я постаралась показать Вам как широка вариативность методов и приёмов работы с литературными произведениями, их использование в экологическом воспитании детей.

Любой мастер-класс чему-то учит : или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не нужно. Есть у мудрейших много изречений, а я хочу закончить свой мастер класс словами Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как можно и нужно делать, но это будут только слова. Сегодня вы получили порцию вдохновения — теперь за вами право выбора: принять или нет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы»
Опубликовано: 29 января 2023 в 17:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Костина (УИ 3170102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД