Людмила Костина
Мастер-класс для воспитателей «Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс "Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы. "
Цель:
- формирование представлений об использовании средств художественной литературы в работе с детьми по воспитанию основ экологической культуры.
Задачи:
• совершенствовать знания участников мастер-класса об использовании средств художественной литературы в работе с воспитанниками по воспитанию основ экологической культуры;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• повысить компетентность участников мастер-класса в вопросах организации работы с воспитанниками по воспитанию основ экологической культуры посредством художественного слова
• организовать работу участников мастер-класса по ознакомлению с приёмами работы с литературным произведением в процессе формирования основ экологической культуры;
• упражнять в моделировании форм и приёмов организации работы с литературным произведением в контексте экологических представлений;
• содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости и актуальности приобретённого опыта.
Оборудование: стикеры, бейджи, памятки-буклеты, канцелярские принадлежности, раздаточный материал, мультимедийная презентация, мультипликационный фильм по сюжету рассказа.
Ход проведения: :
ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
«Приветствие»
- Уважаемые коллеги! Сегодня я постараюсь, чтобы наш мастер - класс прошёл на позитиве, ведь " Хорошее настроение - это доброта и мудрость вместе. "
О. Мередит
- Посмотрите на экран. Тема моего мастер - класса : "Воспитание основ экологической культуры детей посредством художественной литературы. "
- Назовите ключевые слова, определяющие тему мастер - класса. (экология, художественная литература).
- Совершенно верно. И сейчас мы немного проверим ваши знания касаемые природы и детской литературы.
Блиц - турнир:
1. Кто в лесу огород выкопал и репу вырастил? (Мужик и медведь)
2. Для чего птицам хвост (служит рулём, помогает управлять полётом)
3. Почему июнь называют месяцем тишины? (птицы сидят на гнёздах)
4. В какой сказке описаны особенности внешнего вида и поведения крота, как подземного жителя? (Дюймовочка)
5. Сколько ног у паука? (8)
6. Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)
7. Продолжи: Белая берёза под моим окном. (Принакрылась снегом, точно серебром)
8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
9. Когда температура тела воробья ниже, зимой или летом? (одинаковая)
!0. В каком произведении даётся понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, за зимой идёт весна, за весной лето и т. д.? (Двенадцать месяцев).
11. У какого насекомого уши на ногах? (кузнечика)
12. Кому из писателей - натуралистов принадлежат эти слова?
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
(М. Пришвин)
13 .В произведениях Е. И. Чарушина есть "Страшный рассказ", в котором говорится как мальчики Шура и Петя остались одни на даче и очень-очень сильно испугались, как кто-то ". за дверью, в сенях негромко топает ногами по полу: топ. топ. топ. шлёп. шлёп. шлёп. топ. топ. ". Кто же так сильно напугал мальчиков? (Ёжик)
ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
- Молодцы! Сейчас я хочу обратить ваше внимание на книги, которые представлены на этой имправезированной книжной полке. Предлагаю выбрать себе по одной книжке и быстренько с ней ознакомиться.
- Теперь вопрос: назовите, пожалуйста, возможные варианты использования этих произведений в работе с детьми по экологическому воспитанию?
- чтение
-заучивание на изусть
-пересказ
-драматизация
-рассматривание илюстраций
- загадывание (загадки)
- и т. д.
- Вариантов использования множество: " На книжном пути ты сам режиссёр, художник, артист, музыкант, каскадёр… Когда интересную книгу читаешь, с писателем вместе свой мир сочиняешь. "
- Наша фантазия безгранична и сейчас она вам поможет в выполнении заданий, которые я для Вас приготовила.
- Итак, вы предложили разные варианты использования этих материалов. Я предлагаю применить их на практике.
Практический этап
1. Продолжи рассказ.
«Курочка». Е. Чарушин.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и заквохтала: "Квох -квох - квох - квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
- Когда закончился дождь что случилось с цыплятами, которые не послушались свою маму? (Творческие ответы.).
2. Найдите ошибки в тексте.
Сидите в траве, бельчатки (зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, чёрненьких (сереньких, здесь и не увидит.
А бегать вам пока нельзя.
Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, — кто вас найдёт?
Ответ: Е. Чарушин "Зайчата"
3. Определите по отрывкам из стихотворений времена года.
Отшумела злая вьюга
Стала ночь короче дня
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня. (Весна) Г. Ладонщиков.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (Осень) А. Фет
Всё лицо и руки
Завалил мне снег
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех. (Зима) И. Суриков.
Сенокос, сенокос!
Луг остался без волос!
Он подстрижен косами
И побрызган росами. (Лето) И. Толмакова
4. Драматизация сказки
Виталий Бианки. Сказка «Лис и Мышонок»
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!
— А я от тебя в отнорочек — и был таков
5. Викторина - кроссворд.
6. Музыкальные песни о природе. («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья")
7. Поиграем. Подвижная игра " Ручеёк" Г. Ладонщиков.
— Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
— Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря.
— А из моря ты куда?
— А из моря я – сюда!
Белым облаком вернусь,
С неба дождиком прольюсь.
Стану снова ручейком,
И путём, что так знаком,
Побегу я в речку,
В речку-быстротечку.
Игроки: - Ты, ручей, быстрей беги
И дружка себе найди!
Игрок: - А я Дашеньку найду, и с собою заберу!
8. Ароматеропия " Найди мешочек".
Зачитываю стихи про мяту, грибы, чеснок, лимон, семечки. Задание: найти мешочки с запахами этих растений.
Ромашка
Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?
«А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
Итог:
- Уважаемые коллеги, сегодня я постаралась показать Вам как широка вариативность методов и приёмов работы с литературными произведениями, их использование в экологическом воспитании детей.
Любой мастер-класс чему-то учит : или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не нужно. Есть у мудрейших много изречений, а я хочу закончить свой мастер класс словами Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как можно и нужно делать, но это будут только слова. Сегодня вы получили порцию вдохновения — теперь за вами право выбора: принять или нет.