МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов»

Яна Солоденко
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов»

Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –

и я пойму».

Китайская пословица

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Публикация «Мастер-класс „Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов“» размещена в разделах

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

В соответствии с требованиями ГОС ДО воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественно- научного образования детей.

Ценность этого метода - при традиционном подходе мы обучаем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая, т. е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Экспериментирование – это эффективная деятельность неправленая на развитие познавательной активности дошкольников.

Классификация экспериментов:

• По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.

• По количеству детей : индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-16 детей); фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения: случайные ; запланированные ; поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

• По характеру познавательной деятельности : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); - фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Цели игры – эксперимента:

• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

• Развитие словаря.

• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи игры- эксперимента:

Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью.

• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Структура игры-эксперимента:

Постановка, формулирование проблемы :

1. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

2. Проверка гипотез;

3. Подведение итогов, вывод;

4. Фиксация результатов;

5. Обсуждение работы.

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования

Игры- экспериментирования из опыта работы:

1.«Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сито, развить самостоятельность.

Материалы: различные сито, тарелочки, манная крупа и рис.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что по пути в детский сад встретила Машу, которая рассказала, что собирается в гости к Медведю — отнести манную и рисовую крупы для каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и вся крупа перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее?

Воспитатель: Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо сито? Как им пользоваться? (Дети просеивают через сито манную и рисовую крупы.) Что из сита сыпется в миску? (Рассматривают очищенную манку.

2. «Рисуем на молоке»

Цель: Как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины. Вовлечение детей в совместную деятельность.

Материалы: Молоко, краски, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка, кисточки

Ход игры:

1. Наливаем молоко в тарелку. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры, при таком условии опыт будет более зрелищным.

2. В тарелку с молоком добавляем с помощью кисточки несколько капель краски (лучше это делать пипеткой и с жидкой краской)

3. Берем палочку, окунаем ее в моющее средство, и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд. Важно, не нужно перемешивать, только прикосновение.

3. «Волшебная варежка. Свойства магнита»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Материалы: варежка с магнитом, магниты на каждого ребенка, пробирки в подставке, пинцет, стаканы с водой, кусочки бумаги и картона 20х20 см, бумажная салфетка.

Ход НОД-видео

4 «Необыкновенные шишки»

Цели: познакомить детей с изменением формы предметов под воздействием воды, развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.

Ход игры: предложить детям сделать ёжиков из шишек и пластилина. Обратить внимание на то, что ёжики спрятали колючки. Предложить детям опустить ёжиков в воду и оставить на некоторое время (лучше до следующего дня). Поле сделать вывод о том, что под воздействием воды шишки раскрылись, ёжики стали колючие.

5 «Чудесные рисунке на мыльной пене»

Цель: Упражнение в использовании нетрадиционного метода рисования (рисование на мыльной пене) развивать у детей воображение, побуждать к развитию творчества, инициативы.

Материалы: 4 тазика с водой, шампунь, венчики, кисточки, акварель.

6 Видео «По следам двух колобков»

Ход игры: Воспитатель делит детей на 4 группы и рассаживает за столы, на каждом столе стоит тазик с водой, шампунь и венчик для каждого ребенка. Дети вместе с воспитателем взбивают шампунь с водой в тазиках венчиками.

Воспитатель рисует на пене и объясняет детям, что кисточкой нужно вести аккуратно по верхнему слою пены, иначе рисунка не будет видно.

Главное достоинство игры – эксперимента заключается в том, что в процессе эксперимента:

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

• развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

• -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_dhedh.pptx | 4942,91 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 15:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД