Ольга Александровна Коваленко
Мастер-класс «Использование камешков Марблс в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование камешков Марблс в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Применение камешков МАРБЛС в работе с детьми с ОНР.
Задачи:
- познакомить педагогов с возможностями использования камешков Марблс в обучении детей;
- мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;
Публикация «Мастер-класс „Использование камешков Марблс в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи.
Ход мастер-класса
1. Приветствие(1 слайд)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас всех приветствовать на моем мастер-классе, который раскроет актуальную тему: «Использование камешков Марблс в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»
2 слайд
Цель моего мастер-класса : применение камешков Марблс в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи представлены вашему вниманию на экране.
3 слайд
2. Актуальность
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями».
В целевых ориентирах на этапе завершения прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
4 слайд
Второй год я работаю учителем-логопедом на комбинированной группе. Мои воспитанники – это дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при общем недоразвитии речи нарушаются все стороны речевого развития: звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь.
5 слайд
И передо мной возникла проблема:
- как сформировать целевые ориентиры, которые обозначены во ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста;
-как поддерживать интерес на занятиях;
- какие использовать новые нетрадиционные приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.
6 слайд
Одним из самых интересных и инновационных приемов, на мой взгляд, является применение камешков Марблс. Камешки Марблс можно использовать для развития мелкой моторики, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования звукового и слогового состава слова, правильного образа буквы, обогащения словарного запаса, совершенствования навыков словоизменения и словообразования, развития связной речи, памяти, внимания, логического мышления, а также фантазии и креативности. И сегодня я хочу вам представить разнообразные игровые приемы с использованием камешков.
Камешки Марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. А главное их предназначение — это веселые, полезные и простые игры.
Сейчас хочу поделиться с вами, как я использую камешки Марблс в своей работе. На мой взгляд, они являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
7 слайд
Для активной речевой работы с детьми я составила картотеку дидактических игр, которую успешно использую в течение всего учебного года.
8 слайд
У каждого воспитанника есть «сундучок с камнями». Также я использую различные фигурки в форме сердечек, собачек, цветочков, звездочек. Перекладывание, ощупывание, сортировка, выкладывание из камешков узоров успокаивает детей и способствует развитию пальцевого захвата мелких предметов. А если еще и все эти манипуляции с камешками сопровождаются речью, то польза двойная.
Во всех играх, о которых я сегодня расскажу, присутствуют манипуляции с камешками. Поэтому, помимо речевых задач, в процессе выполнения всех игровых упражнений происходит развитие мелкой моторики.
Провожу «Массаж пальчиков». В прозрачный контейнер помещаются шарики, и дети перекатывают их руками, со словами:
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Во время перекатывания задействованы не только пальцы, но и кисти рук.
Использую камешки в самые разнообразные моменты: например, выполнили артикуляционное упражнение, переложили камешек.
9 слайд
«Божья коровка»
Цель: автоматизация звука [ж] в начале слова
Ход игры: у божьей коровки не хватает пятнышек и глазок. Украсим её пятнышками, назвав картинки на звук [ж].
Ребенок называет картинки. Если правильно назвал звук, кладет камешек, постепенно украшая картинку.
«Жираф»
Цель: формирование навыков фонематического анализа.
Ход игры: у жирафа не хватает пятнышек. Украсим его пятнышками, назвав последний звук в слове.
Если ребенок правильно, назвал звук, то кладет камешек на пятнышко.
Слова: дом, кит, стол, автобус, камыш, сыр, рак, банан.
10 слайд
«Украшение для торта»
Цель: автоматизация звука [с] в середине слова (называем правильно слова и украшаем камешком)
Задание: Посмотри, какой торт. Он очень вкусный, но ему не хватает украшения. Давай, ты будешь называть картинки со звуком [с]. Если ты скажешь правильно, то торт будет красивым.
«Смотри и говори»
Цель: автоматизация звука в слогах
Задание: Положи в ряд пять синих камешков. Скажи слог «ща» столько раз, сколько ты положил камешков. Положи три красных камешка. Скажи слог «щу», столько раз, сколько ты положил камешков.
11 слайд
«Мишкины шишки»
Цель: закрепление звука [ш] в предложении.
Мишка по лесу гулял, Мишка шишки собирал, расскажи, что у Мишки на шишке? Ребенок отвечает: «У мишки на шишке шапка».
«Звуковые дорожки»
Цель: автоматизация изолированного звука (длительное,кратковременное, усиленное и тихое произношение звуков)
Дорожки могут быть разными в виде: прямые, изогнутые, сплошные линии или прерывистые. Задание: Проведи камешком по дорожке, и пока ты идешь по дорожке, произноси звук [с], не прерываясь. (Для этого задания берутся звуки, которые можно тянуть). Для звуков, которые не тянутся, можно использовать прерывистые дорожки, перешагивая камешком по отдельным пунктирам.
12 слайд
«Проговори правильно»
Цель: автоматизация звука в стихах.
Картинки расположены таким образом, что получается ритм стихотворения: зайка, зонтик, зуб, корзина. Ребенок прикасается камешком к каждой картинке и называет слова.
Задание: к каждой картинке прикоснись камешком, назови по порядку слова, и у тебя получится стишок.
«Построй свой лабиринт»
Цель: дифференциация звуков.
(дифференциация С-Ш, Р-Л, Ж-З)
Задание: Давай построим лабиринт из камешков синего и желтого цвета. А теперь давай пройдем по этому лабиринту указательным пальчиком. Если ты встаешь на синий камешек, то говоришь звук [ш], если встаешь на желтый камешек, произносишь звук [c].
13слайд
«Веселые дорожки»
Цель: автоматизация звука в слогах, словах.
Задание: Мы сейчас с тобой отправимся по веселой дорожке в гости к Шуре (имя дается в зависимости от отрабатываемого звука). Но обрати внимание, дорожка состоит из желтых и розовых кирпичей. Иди камешком по кирпичам, если ты встаешь на дорожку желтого цвета, то говоришь слог «ша», а если встаешь на дорожку розового цвета, то говоришь слог «шу».
Это же пособие можно использовать для дифференциации звуков: когда встаешь на желтый кирпичик говоришь слог «зу», когда встаешь на розовый кирпичик, говоришь слог «жу».
Для автоматизации в своей работе использую тетради Л. А. Комаровой, в которой также применяю камешки.
14 слайд
«Подарки для Ларисы и Кирилла»
Цель: дифференциация звуков Л-Р в словах
Задание: посмотри, здесь на картинке Лариса и Кирилл. Они очень любят подарки. Но мальчикам и девочкам дарят разные подарки. Давай, найдем подарки для Ларисы, назовем его и положим красный камешек. Для Кирилла тоже найдем подарок, и положим синий камешек. (Все слова на картинках насыщены звуками [л] и [р].
15 слайд
Для автоматизации в своей работе использую тетради Л. А. Комаровой, в которой также применяю камешки.
«Четвертый лишний»
Цель: обобщать слова, составлять сложносочиненные предложения с союзом «потому что»
Задание: найди в каждом ряду лишнюю картинку и закрой ее камешком.
«Отгадывание загадок»
Цель: развитие словесно-логического мышления, умения анализировать данные.
Задание: Послушай, загадку, найди отгадку и положи на нее камешек.
16 слайд
«Найди слово по слогу»
Цель: развитие фонематического восприятия
Задания: Положи синий камешек на картинки, в которых услышишь РЕ.
Положи красный камешек на картинки, в которых услышишь РЯ.
Положи зеленый камешек на картинки, в которых услышишь Рё.
17 слайд
«У кого -сколько»на автоматизацию звука Р
Цель: согласование числительных с существительными (два-пять)
Задание: Четко произноси звук Р; У Веры два робота, а у Ромы пять роботов и т. д.
18 слайд
«Чудесный мешочек»
Цель: согласование существительного и прилагательного в именительном (родительном, творительном падежах)
Задание: достань камешек и скажи, какой камешек ты достал : «Я достал синий камешек». Скажи, какого камешка нет в мешочке : «В мешочке нет зеленого камешка». Скажи, о каком камешке ты мечтаешь : «Я мечтаю о красном камешке».
19 слайд
«Рыба»
Цель: развитие фонематического слуха, определение положения звука в слове: начало, середина, конец
На карточке нарисована рыба, она условно поделена на три части: голова, живот, хвост. Ребенок определяет положение звука в слове и располагает камешек на голове (начало, животе (середина, хвосте (конец слова).
20 слайд
Игра «Знакомство с буквой»
Цель: закрепление зрительного образа буквы
Задание: выложи камешки по контуру буквы.
«Исправлялки»
Цель: закрепление правильного зрительного образа буквы
Задание: Посмотри, у меня есть буква, но у нее явно не хватает какого-то элемента. Найди, какого элемента не хватает у буквы, и выложи его из камешков.
Представленные вашему вниманию игровые упражнения, могут быть использованы на индивидуальных, подгрупповых занятиях, а также в свободной деятельности.
Работа по использованию камешков Марблс проводилась в 2020 – 2021 учебном году.
В результате использования данного материала в течение года, получила следующие результаты:
• положительная динамика развития познавательно - речевой активности;
• проявление интереса к занятиям по автоматизации поставленных звуков с применением нетрадиционных методов работы;
• рост познавательной и речевой активности детей в различных видах деятельности;
• знакомство с новыми видами дидактических игр и упражнений.
Достигнутые результаты показали, что использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе – это высокоэффективный, универсальный, доступный прием, который способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
21 слайд
Мною была проведена консультация для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
где было представлено:
1. Картотека игрс использованием камешков Марблс.
2. Буклет «Речевые игры и упражнения с камешками Марблс»
2. Памятка: «Универсальное пособие «Камешки Марблс»
22 слайд
Работа с родителями:
1. Рекомендации для родителей «Картотека дидактических игр с камешками Марблс»
Таким образом, камешки Марблс – это универсальный методический материал, с помощью которого ненавязчиво можно решать разнообразные коррекционные задачи. Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камешки Марблс, поможет вам разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.