Яна Гринева
Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Публикация «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н. А. Амосовой, А. Г. Комкова, М. Я. Виленского. Исследования таких современных ученых как H.A. Андреевой, В. А. Деркунской, Л. И. Пономаревой, З. И. Тюмасевой, С. Б. Шармановой доказали, что именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.
В. А. Сухомлинского «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Актуальность выбранной темы позволила определить цель работы и ряд задач для ее достижения:
Цель: использование здоровьесберегающих технологий для развития мотивации здорового образа жизни, формирования поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.
Задачи:
Воспитательные задачи: Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; выработать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх. Воспитывать волевые качества личности ребё нка: целеустремлённость, настойчивость.
Образовательные задачи: Расширять и закреплять представления детей о ценностях здорового образа жизни. Способствовать овладению его элементарными нормами и правилами в двигательном режиме, питании, формировании полезных привычек.
Развивающие задачи : Развивать физические качества : быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие. Развивать настойчивость, смелость, решительность.
Для реализации поставленных целей и задач составлен план работы кружковой деятельности «Здоровичок» для детей старшего дошкольного возраста. Который включает основные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни у дошкольников в интеграции видов детской деятельности:
- обучающие, развивающие, подвижные игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.
- решение проблемных ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.
- праздники, досуги, конкурсы, соревнования.
Обеспечение предметно-пространственных развивающих условий : в группе организован физкультурно-оздоровительный центр, оформлена картотека развивающих спортивных и подвижных игр.
Планируемые результаты:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Практическая часть.
МАСТЕР – КЛАСС
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Тема моего мастер-класса «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста».
Ув. коллеги, что включает в себя физическое развитие в соответствии с ФГОС? (Ответы педагогов)
Физическое развитие по ФГОС включает :
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия,координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Для физического развития детей в своей работе использую нетрадиционное оборудование, с которыми сегодня вас познакомлю.
Перед вами балансировочная доска и диск (балансир). Дети воспринимают тренировку на балансире, как увлекательную игру. Но кроме веселого времяпровождения, он приносит существенную пользу для здоровья ребенка и физического развития.
Работу на балансировочной доске необходимо начинать с простых упражнений.
Приглашаются два педагога.
Простые упражнения:
1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Стоя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой. (Брас, кроль)
3. Стоя на доске. Зафиксировать взгляд на предмете и выполнять покачивающее движение головой из стороны в сторону.
Вывод: Несмотря на то, что в целом упражнения кажутся довольно простыми, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Умение держать равновесие – важный навык для каждого ребенка. С его помощью ребенок легко научится кататься на велосипеде, роликах, скейтборде.
Приглашаются два педагога.
- Следующие упражнения на балансировочной доске с мешочком.
1. Подбрасывать мешочки вверх двумя руками
2. Подбрасывать вверх каждой из рук
3. Перебрасывать мешочек друг другу
4. Попасть в мишень (корзину)
Игра-соревнование «Кольцеброс»
Для индивидуальной работы можно использовать балансировочный диск.
Игра «Пройди лабиринт» (Приглашается один педагог)
Вывод: Данные упражнения и игра направлены на развитие чувства равновесия, общей моторики, ловкости, меткости и концентрацию внимания.
Приглашаются два педагога.
Упражнения на балансировочной доске с мячом.
1. Отбивать мяч от пола ( Усложнение: кто дольше будет отбивать мяч)
2. Отбивать мяч от пола по очереди и называть полезные продукты питания.
Вывод: Данные упражнения способствуют на развитие координации; улучшение работы мозга; тренировку чувства равновесия; укрепление мышц всего тела.
Так же для физического развития детей используется такое нетрадиционное оборудование, как «нейроскакалка»
Что это такое?
Нейроскакалка является отличным кардиотренажером, который одновременно тренирует концентрацию и внимательность.
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки.
Приглашаются два педагога.
Игра: «Весёлый попрыгунчик»
Вывод: Улучшается работа вестибулярной системы и гармонизируется работа мозга. Нейропсихологи рекомендуют эту скакалку для развития у детей равновесия, координации движения и вестибулярного аппарата.
- Уважаемые коллеги, проверим, как вы заботитесь о своём здоровье и способствуете его укреплению?
Игровое упражнение «Я работаю над своим здоровьем»
-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то касаетесь части своего тела поочередно двигаетесь с низу вверх, начиная с колена, согласно схеме (колено, бедро, талия, плечо, уши, голова, руки вверх) если отрицательный – не двигаетесь (остаетесь на том же месте).
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю пешие прогулки;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я выполняю профилактику заболеваний.
- Итак, у кого руки подняты в вверх, тот на правильном пути к бесценному сокровищу под названием - "здоровье"
Рефлексия: В конце мастер-класса прошу вас высказаться: была ли предоставленная информация для вас новой? Какое из представленных нетрадиционных оборудований, вы бы хотели приобрести и применить в работе с детьми?