Ольга Зимина
Мастер-класс «Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу жизни и стремительно развивается.
Мы видим, как наши дети стремятся к освоению современных технологий, активно тянутся к новому.
Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить и трудиться в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям а и самим их создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни быть востребованным и полезным для общества.
Публикация «Мастер-класс „Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по себе. Задача педагогов развивать инженерное мышление, воспитывать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин
Инженерное мышление – это особый вид мышления, которое позволяет видеть проблему целиком, с разных сторон, оно объединяет различные виды мышления : логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое и техническое.
Развитие предпосылок инженерного мышления стимулирует развитие:
Интеллекта
Воображения
Мелкой моторики
Логического мышления
Творческих задатков
Разработка и внедрение модели интегративной образовательной среды ДОУ на основе использования современных технологий образовательного конструирования и моделирования создает условия для комплексного развития базовых компонентов и предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
С начала учебного года мы реализуем проект «Академия нескучных наук» для детей подготовительных групп.
Данный проект способствует созданию в группе мотивированной атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях дошкольники получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ. Дети учатся конструировать, исследовать, считать, измерять, сравнивать, творить, в знакомых предметах определять новые и неизвестные для себя свойства. В игровой форме постигают азы физики, конструирования, экспериментирования.
В проект входит 3 модуля:
«Дошкольная наноинженерия»
«Познавательно-исследовательская деятельность»
«Техническое моделирование»
Модуль «Дошкольная наноинженерия»
Задачи:
Развить умение работать с различными материалами для конструирования;
Развить умение составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток»;
Учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы;
Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы
Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
Модуль делится на 2 блока
«Конструирование» и «Электронный конструктор»
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.
А поскольку мы говорим о современных детях, в этом модуле мы активно используем наряду с разными видами конструкторов и электронный конструктор «Знаток».
Работа с конструктором ведётся по принципу «от простого к сложному».
Ребёнок, в ходе работы с электронным конструктором под руководством педагога, познакомится с принципами работы простейших электронных устройств. Данные знания не только будут полезны в жизни, но и сформируют интерес к получению новых знаний эмпирическим путем, создаст канву для желания дальнейших исследований, так как конструктор "Знаток» предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение.
Дошкольнику будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор.
Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т. п.
Пытаясь сконструировать начальные схемы электронного конструктора «Знаток», ребёнок учится управлять светом, звуком, предметами.
По данному направлению нами разработано тематическое планирование, продумана структура непрерывной образовательной деятельности с использованием электронного конструктора, элементов наноинженерии.