Приложение МААМ

Мастер-класс «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»

Козловская Валерия
Мастер-класс «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс подготовила

Музыкальный руководитель

Козловская Валерия Альбертовна

Мастер-класс для педагогов на тему «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике С. С. и Е. С. Железновых)

Публикация «Мастер-класс „Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Цель мастер-класса :- Познакомить педагогов с одним из способов развития эмоционально-познавательной деятельности у дошкольников – пальчиковыми играми (по методике Железновых);

- Систематизировать представления о пальчиковых играх, рассказать о конкретных способах использования пальчиковых игр в работеи научить применять их на практике;

Задача мастер-класса : - Показать педагогам, как пальчиковые игры влияют на детей;

- Познакомить с некоторыми пальчиковыми играми;

Ход мастер-класса :

1. Вступление.

Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна, отец и дочь Железновы, являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой», в которой используются пальчиковые игры.

В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.

В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Сейчас очень широко используются пальчиковые игры Екатерины Железновой.

2. Основная часть.

Пальчиковые игры по этой методике предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками. Они не только развивают моторику пальцев, но и способствуют закреплению навыков счета, помогают осознать понятие «ниже-выше», «снизу-сверху», «лево-право».

Прежде, чем переходить к описанию пальчиковых игр, хотелось бы рассказать, какую роль они играют в развитии мелкой моторики ребенка и в развитии в целом. Играя, в пальчиковые игры, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность.

При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!

Персонажи пальчиковых игр – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.

Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет, а если ваш малыш младше, то такие игры он сможет выполнить только с Вашей помощью.

o Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.

o Предложенные стишки можно пропевать под любую мелодию.

o Выполнять все упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность. Это поможет малышу не только запомнить и правильно выполнять упражнения, жесты, но и создаст необходимый настрой!

o При проведении повторных занятий Вы заметите, что ребенок сначала начинает повторять за вами отрывки фраз, а в дальнейшем и все стихотворение, соотнося слова и движения. Не требуйте от него выполнения непосильных задач, например, произносить стихотворение и выполнять движения. Все это у него получиться постепенно, главное сейчас не отбить охоту заниматься!

o Начинать следует с двух или трех игр, постепенно дополняя их новыми. Таким образом, у ребенка появятся любимые игры, к которым Вы будете возвращаться снова и снова.

o Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

o Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит;

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка;

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками;

Рекомендации по проведению игр:

Проговаривайте стихи максимально выразительно, с понижением и повышением голоса, одновременно выполняя движения. Будет хорошо петь стихи под какую-нибудь мелодию. Проделывайте все упражнения вместе с малышом, это даст возможность создать необходимое настроение, поможет крохе запомнить движения и правильно их делать. После нескольких занятий дети обычно начинают повторять за взрослыми кусочки фраз, а чуть позже — и весь стишок, соотнося при этом движения с произносимыми словами. Не относитесь к выполнению упражнений слишком требовательно. Произносить стишок, одновременно выполняя упражнение, получится у малыша далеко не сразу. Очень важно изначально не отбить у ребенка охоту заниматься. Начинайте с двух-трех игр, постепенно добавляя к ним новые. Со временем у крохи появятся любимые упражнения, к которым он будет с удовольствием возвращаться много раз. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, попытайтесь выяснить причину отказа и по возможности устраните ее. Постарайтесь не акцентировать внимание на ошибках ребенка при выполнении упражнений. Но обязательно хвалите малыша за малейший успех, это будет подталкивать его к более значимым достижениям.

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте.

Примеры музыкальных пальчиковых игр :

Игра «Разминка»

(Дети выполняют движения по тексту)

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем,

И немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем,

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

И немножко помолчим.

***

Игра «Рисование»

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе)

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы черту нарисовали…

Наши пальчики устали

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы волну нарисовали…

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Точки мы нарисовали…

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём, рисовать начнём.

***

Игра "Часы"

Мышь полезла в первый раз (Перебираем пальчиками "бежим" от коленок до макушки)

Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, (Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" вдоль туловища вниз)

Мышь полезла второй раз (Перебираем пальчиками "бежим" от коленок до макушки)

Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом! (Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" вдоль туловища вниз)

Мышь полезла в третий раз (Перебираем пальчиками "бежим" от коленок до макушки)

Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (Три хлопка)

Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" вдоль туловища вниз)

***

Игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки (перебираем пальцами одной руке по предплечью другой)

Дождик с неба вдруг полил, (выполняем стряхивающие движения руками)

Паучков на землю смыл. (хлопаем ладонями по ногам)

Солнце стало пригревать, (складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены)

Паучок ползет опять, (перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.)

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке! (перебираем пальцами обеих рук по голове.)

***

Игра «Вот левая, вот правая»

Вот левая, вот правая, их только так зовут! (по очереди поднимаем левую и правую руки)

Подружки неразлучные - всегда вдвоём идут. (поочередно шлепаем руками перед собой (по полу, столу, ногам)

И левая и правая пошли одни гулять, (по очереди поднимаем левую и правую руки)

Нашли большую лужу и стали в ней скакать. (одновременно шлепаем руками перед собой (прыгаем)

Все мокрые, холодные идут одни едва (медленно поочередно шлепаем руками перед собой)

Вдруг левая и правая повстречали льва. (по очереди поднимаем левую и правую руки, сгибаем пальцы (когти)

А он открыл такую пасть и страшно так рычит (складываем кисти (пасть льва, рычим)

Что левая бежит домой и правая бежит. (быстро шлепаем руками перед собой)

До дома добежали, (складываем руки домиком)

Смотрите - обе тут! (вытягиваем руки вперед)

Но только позабыли, как их теперь зовут. (пожимаем плечами)

Где левая, где правая не разобрать самим (по очереди поднимаем левую и правую руки)

Скорее посмотрите и подскажите им. (хлопаем в ладоши.)

***

Игра «Десять котят»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых

И очень красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

3. Заключительная часть

На этом я заканчиваю свой мастер-класс. Надеюсь, что вам рассказанный и показанный мною материал о применении пальчиковых игр по данной методике пригодится в вашей работе с детьми. Такие упражнения можно применять с детьми младшего старшего дошкольного возраста. Для детей раннего дошкольного возраста те же упражнения можно адаптировать (упростить).

Всем спасибо за внимание!

Список использованных материалов:

1. «Пальчиковые игры по методике Е. Железновой» -nsportal.ru›user…dou-palchikovye-igry-po-metodike…

2. «Пальчиковая гимнастика Железновой» -Razvivashka.online›Методики›…-gimnastika-zheleznovoy

3. Музыкальное сопровождение игра «Разминка» - lemuzika.pro›search/железнова головами покиваем

4. Музыкакльное сопровождение игра «Рисование»-

lemuzika.pro›search/рисование железновы

5. Музыкальное сопровождение к игре «Часы»-

lemuzika.pro›search/часы железновы

6. Музыкальное сопровождение к игре «Паучок»-

lemuzika.pro›search/паучок железнова

7. Музыкальное сопровождение к игре «Вот левая, вот правая»-

lemuzika.pro›search/Левая и правая железновы

8. Музыкальное сопровождение к игре «Десять котят»-

lemuzika.pro›search/котята железновы/2

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 15 января 2023 в 14:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Козловская Валерия (УИ 2994633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД