Анна Мартюшева
Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми посредством технологии группового сбора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с основными элементами технологии группового сбора Л. В. Свирской
Задачи:
создать условия для познавательно-делового общения педагогов;
активизировать коммуникационные навыки;
развивать умение видеть и понимать себя и других;
развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям;
способствовать аргументированию высказывания;
поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Публикация «Мастер-класс „Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми посредством технологии группового сбора“» размещена в разделах
Оборудование: колокольчик, микрофон, информационный лист, маркер, мольберт, программа с символом для работы в центрах, плакат с критериями СДВГ, карточки с названиями центров, инструкции игр и упражнений, буквенная таблица, конверт с геометрическими фигурами, силуэты ладоней, бейджики для инструкторов.
Ход мастер-класса
Педагог под звон колокольчика предлагает объединиться участников мастер-класса в круг.
Игра-приветствие
Собрались все мы в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Игра «Комплимент»
Педагоги образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг говорит комплименты внешнему кругу. Затем меняемся ролями.
Обмен новостями
Педагог предлагает поделиться новостями из педагогической практики. Говорит тот, у кого в руках микрофон. Ведущий мастер-класса тоже делится своей новостью, ведя речь о ребёнке, который отвлекался на посторонние раздражители, постоянно затрагивал других, много говорил, напоминая собой
главную героиню мультфильма «Маша и Медведь». Кто из вас догадался, о каких детях пойдёт речь на нашей встрече?
Объявляется тема группового сбора «Игры и упражнения с гиперактивными детьми», которая фиксируется маркером в информационном листе.
Педагог предлагает вспомнить критерии гиперактивности : дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность и наглядно демонстрирует плакат с характерными паттернами поведения.
Составление плана по теме группового сбора :
1) Поиграть в игры и упражнения с гиперактивными детьми;
2) Разработать свои игры и упражнения.
Презентация центров, в которых предстоит поработать участникам мастер-класса (на столах лежат конверты с играми и упражнениями и инструкцией к их выполнению) : познавательный центр, который развивает одну дефицитарную функцию - внимание или восприятие. Двигательный центр тренирует две дефицитарные функции: внимание и произвольное поведение, произвольность и самоконтроль. Наконец, третий центр – импульсивный – тренирует одновременно три дефицитарные функции (переключение внимания, контроль двигательной и импульсивной активности).
Участники мастер-класса делятся на 3 команды в соответствии с цветным символом, указанным в программе. Задача каждой команды – выбрать инструктора для каждого центра, затем проиграть между собой и представить игры и упражнения другой команде.
Упражнение «Буквенная таблица»
Цель: развитие внимания
Задача инструктора – показать участникам таблицу с набором букв, которые располагаются в произвольном порядке; один из участников находит их в таблице.
Игра «Угадай фигуру»
Цель: развитие тактильного восприятия
Задача инструктора объяснить участникам, что нужно с закрытыми глазами наощупь найти в конверте геометрические фигуры и назвать их.
Игра «Слушай внимательно»
Цель: развитие внимание и произвольного поведения
Участники под музыку идут друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, действуют по сигналу инструктора:
Потанцуй со мной, дружок,
Руки в бок и в бок шажок,
Руки вверх, руки вниз
И на месте поклонись!
Игра «Прыжки – шепталки – молчалки»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля
Инструктор демонстрирует цветные силуэты ладоней. Участники действуют по сигналу: красный цвет – прыжок, жёлтый – шептаться, синий – замереть на месте.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: переключение внимания и контроль двигательной и импульсивной активности.
Педагоги по сигналу инструктора хаотично двигаются и здороваются по сигналу инструктора: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечами; 3 хлопка – здороваемся спинками.
Упражнение «Расскажем и покажем»
Цель: развитие внимания, произвольности и самоконтроля в поведении
Педагоги встают полукругом напротив инструктора и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке:
Руку правую на плечо,
Руку левую – на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись!
Рефлексия
Участники мастер-класса обмениваются мнениями об играх и упражнениях, с которыми они познакомились в ходе группового сбора.
Литература
Арцишевская И. Л.
А88 Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : «Национальный книжный центр», 2015. – 64с. (психологическая служба.)
ISBN 978-5-904827-30-4
Брязгунов И. П.
Б89 Непоседливый ребёнок или Всё о гиперактивных детях (Текст) : Научное издание / Н. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва: издательство Ин-та Психотерапии, 2003. – 92, (1)с. ; 21 см. – (Мой ребёнок).
ISBN 5-89939-026-3
Ворошнина Л. В.
В75 Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт,
2008г. – 291с. – ( серия: Бакалавр и специалист.)
ISBN 978-5-534-05921-2
Горячева Л. А.
Г67 Дети – «Катастрофы». Как помочь гиперактивному ребёнку (Текст) /Л. А. Горячева, Л. Г. Кругляк. – Санкт-Петербург:
Крылов, 2008. – 190, (2) с. : ил. – (Ваш семейный врач). – Библиограф: с. 187
ISBN 978-5-9717-0534-5
Заваденко Н. Н.
З13 Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2008г. – 274с. – ( серия: Авторский учебник.)
ISBN 978-5-534-05701-0
Свирская Л. В.
C 24 Утро радостных встреч: (Метод. пособие)/Л. В. Свирская. – М:
Издательство «Линка – Пресс», 2010г. 240с.
ISBN 978-5-904346-17-1